Ученики о Вячеславе Дудченко (часть 3)


К Части 2

Мария Рыкина

Рассказ, который творит мир

Мария Рыкина

Представьте себе картину: сидят в кафе две подруги, которые давно не виделись, и обсуждают, у кого что происходит в жизни. Понаблюдаем за ними.
- Как у тебя дела?
- Да не очень: кризис, муж работу потерял, денег совсем нет, пришлось машину продавать. Муж не может никак работу найти, его специальность сейчас оказалась не востребована, предлагают вкалывать на тупой работе за крохи… Живем, практически, в долг, ничего не можем себе позволить, все больше и больше ужимаюсь…

Казалось бы, банальная вещь – поболтали подружки в кафе, ничего особенного не случилось, но давайте разберемся подробнее с тем, что же произошло на самом деле.

Первый срез – ментальный. Наша героиня в очередной раз высказала свои привычные мысли о том, что происходит у нее в жизни и о себе самой. А размышления, отвечающие на вопрос «какая я?», являются составляющими индивидуальной Я-концепции. Получается, что после нескольких пересказов одних и тех же историй человек уже без всяких доказательств, автоматически знает о себе, что он такой, такой и вот такой. Таким образом, рассказ с одной стороны выражает «Я-концепцию», а с другой стороны формирует её. Внимательно слушая то, что человек рассказывает о себе и о своей жизни, можно сделать вывод, как о себе думает и как оценивает свои возможности. В нашем случае героиня фиксирует в рассказе «Я-концепцию» неудачницы и жертвы обстоятельств.

Повторяя, не задумываясь, свои старые истории мы фиксируем свою «картину мира», свое восприятие в определенном положении и отказываемся ставить под сомнение его адекватность. Фактически, надеваем шоры и не допускаем новые факты и ситуации в свою жизнь. Повторение историй – это своего рода привычка. А повторение «плохих» историй – это плохая привычка, как курение, сквернословие и некачественное питание. Одни плохие привычки разрушают тело, другие неотвратимо предопределяют реальность, которую человек выстраивает вокруг себя. В терминах онтосинтеза повторение историй фиксирует определенный образец в мышлении человека (фиксация энергии мысли).

Второй срез, наиболее интересный - эмоциональный. Что происходило с нашей героиней, когда она в очередной раз проговаривала привычный текст подруге? Во-первых, она вновь пережила соответствующие эмоции: страх, неуверенность в завтрашнем дне, неверие в способность своего мужа найти работу и исправить ситуацию и многие другие. Во-вторых, подруга поохала ей в ответ, переживала вместе с ней, и наша героиня опять с жадностью приняла очередную и ожидаемую порцию жалости к себе и от подруги, и от себя самой. В-третьих, подруга приняла услышанное за чистую монету и ушла с осознанием того, что это - действительная реальность нашей героини и, скорее всего, будет передавать этот рассказ их общим друзьям и они будут испытывать соответствующие эмоции и знать, что это – ее реальность… В некоторых эзотерических традициях говорят: где внимание, там и энергия. Таким образом, после простых посиделок с подругой сценарий, который девушка положила в основу своего рассказа, усилился эмоционально и энергетически во много раз. И это результат только одного разговора с одной подругой, но можно себе представить скольким людям наша знакомая рассказала одну и ту же историю. Стоит ли говорить о том, что её рассказ-заказ реализовывался на сто процентов?

Что же мы делаем на самом деле ярко, красочно и эмоционально повторяя одни и те же истории про себя и про мир вокруг? Мы вновь и вновь воспроизводим, продляем в будущее свои собственные рассказы-интерпретации: энергия мысли дополняется эмоциональной энергией, подключается тело, и реализация сценария обеспечена. Повторяя свои истории, мы повторяем свой привычный и, возможно, не очень удачный мир. Получается, что ежедневные и повторяющиеся рассказы – это один мощных инструментов онтосинтеза жизни. Рассказы же о себе другим людям задает определенную систему коллективных представлений, в которой человек будет существовать в дальнейшем и являются одним из инструментов системного синтеза. Так незаметно творится мир человека.

Практически весь день каждого человека состоит из повторяемых, возобновляемых историй: историй, рассказываемых себе и о себе, о других, о мире вообще, историй, рассказанных друзьям, знакомым, коллегам и т.д. Что же заставляет нас транслировать в мир свои рассказы-интерпретации? Одной из главных причин является сильное эмоциональное переживание, эмоциональная вовлеченность, которые возникают либо в результате собственного опыта, либо в результате навязанных переживаний. С первым более-менее понятно: человек эмоционально переживает событие, делает выводы о том, что есть правильно и правда, и начинает транслировать этот опыт, свои выводы и эмоции. Во втором случае человек слышит или наблюдает (не участвуя) информацию или событие, которое задевает внутри него невидимые нотки злости, раздражения, эйфории, радости и проч., вызывая бурю положительных или отрицательных эмоций. Как только человек попался в эту эмоциональную ловушку, он становится разносчиком (бесплатным разносчиком!) соответствующей интерпретации или рассказа.

Давайте разберемся, какое значение имеет сильное эмоциональное переживание с точки зрения онтосинтеза. Замечали ли вы то, что человека «задевают» только определенные раздражители? То, что один воспримет как смертельное оскорбление, другой пропустит мимо ушей и забудет сразу же. Таким образом, получается, что у каждого человека есть свой набор «зацепок», «дергая» за которые можно постоянно вызывать одни и те же эмоции и переживания. Если говорить в терминах энергии, то человек «вырабатывает», выбрасывает энергию, реагируя схожим образом на одни и те же раздражители. Здесь можно сказать «как же мы можем не реагировать – мы же люди, это естественно!». Возможно, это действительно так, но нужно отдавать себе отчет в том, что своими переживаниями мы «питаем» сценарии именно тех рассказов, которые задевают нас эмоционально больше всего.

Человек может оценивать происходящие в жизни ситуации негативно с точки зрения своего далекого и прекрасного будущего, не желать, чтобы такие ситуации и дальше продолжались в его жизни, а весь парадокс заключается в том, что реализовываться будут именно эти негативные сценарии, а не прекрасные, «розовые» картинки. Например, наша героиня видит себя в будущем обеспеченным и успешным человеком, но это будущее почему-то всё не наступает и не наступает, а проблемы с деньгами все не заканчиваются. Почему так? Все дало в том, что она систематически рассказ за рассказом «напитывает» свой безрадостную историю, и сценарий повторяется без конца.

Разберем эту парадоксальную ситуацию. Вполне традиционный подход к формированию сюжетов историй выражается следующей формулой: «как я могу что-то позитивно говорить, ведь сейчас всё совсем не хорошо – и это факт, вот когда будет в жизни все нормально, тогда, конечно, я буду позитивен, буду думать и говорить только о хорошем». Это – весьма распространенная ловушка для разума под названием «факты». Многие люди становятся рабами так называемых «фактов», даже не фактов, а сценариев, в которые разворачиваются факты. Но мы забываем, что одной из исключительных особенностей человеческого существа заключается в возможности интерпретировать. Ведь каждый рассказ – это позитивная или негативная интерпретация ситуации. Можно впускать в себя негативные интерпретации, а можно жизнеутверждающие – это вопрос персонального выбора. Здесь можно вспомнить классическую историю, когда В.С.Дудченко в самый разгар кризиса 1998 года предложил семинаристам найти положительные для них стороны и возможности, которые предоставляет кризис. Результат этого хода – сдвиг традиционного восприятия участниками сценария под названием «кризис» в сторону новых возможностей и позитивного отношения.

Казалось бы, чего проще, взял и начал с понедельника рассказывать другие истории о себе, например, более успешные и жизнеутверждающие? Но нет, мы не можем позволить себе рассказывать другие истории, потому что именно эти нас держат эмоционально, это часть нас, часть нашего Опыта, нашей Истории и они не могут перестать быть такими важными и значимыми. Получается, что причина, по которой мы держимся за свои, пусть даже не очень позитивные истории – это значимость пережитых эмоции. Как можно выбраться из этой ловушки? Великие практики и мыслители говорили о состоянии внутренней Пустоты – это состояние, когда человека внутренне не за что задеть, потому что он оставил свое прошлое в прошлом. Только в этом состоянии Пустоты человек может правдиво и вовлечено рассказывать любые необходимые истории для реализации того сценария, который ему нужен. Получается, что человек сам волен выбирать основу для своего будущего: негативный или позитивный рассказ, историю.

Истории, рассказываемые сегодня являются фундаментом дня завтрашнего. Вполне может получиться так, как произошло с нашей героиней: её рассказ не соответствовал жизненной стратегии, приоритетам, представлениям о будущем. Обращайте внимание, во что вы инвестируете свое внимание и энергию, и как эти инвестиции соотносятся с желаемым будущим и выбирайте для себя соответствующие истории и рассказы. Даже простое выписывание и осознание своих любимых историй о себе и о мире позволит выследить шаблоны восприятия реальности и стереотипные эмоциональные реакции – то, что Людмила Дудченко называла внутренним сталкингом. Работа с историями – это уже отдельная тема.

А какие истории изо дня в день рассказываете Вы?

К оглавлению

Дмитрий Кукушкин

Перечитывая Дудченко

Дмитрий Кукушкин

С момента своего неформального вступления в сообщество соратников ДВС я долгое время не мог осознать, что же меня так привлекает на эти собрания, которые, особенно поначалу, казались бессмысленными, даже абсурдными. Затем, сначала неосознанно, потом, научившись полноценно рефлексировать, все более сознательно, я понял, что помимо удовольствия, которое доставляло мне следить за поворотами мысли ДВС, есть еще вполне практическая польза лично для меня. Я понял, что, приходя на собрания с конкретными нерешенными проблемами, я ухожу с подсказками для их разрешения. Причем было совершенно необязательно, чтобы разговор касался темы моей проблемы. Все равно, запрограммировав себя на решение, сознание выборочно акцентировалось на моментах дискуссии, которые могли так или иначе быть полезны в решении. Хотя сама тема дискуссии могла вообще не иметь никакого отношения к личной задаче, неожиданно для меня всплывали ассоциации, которые при ближайшем рассмотрении и анализе превращались в решение или указывали путь. Я попытался превратить это в инструмент и хочу попробовать продемонстрировать такое ассоциативное мышление на примере цитат из книг и выступлений ДВС со своими комментариями.

Дистинкция
«Дистинкция – средство вычленения и индивидуализации чего-то в мире …она проецируется сознанием на материал мира в качестве образца, придаёт форму этому материалу и программирует наши действия относительно оформленного в некую определенность материала.» [1, cтр.10].

Если вспомнить определение онтосинтеза, (перенесение культурных образцов, сформированных в сознании человека, на материал мира порождает новую реальность) получается, что без фиксации, определения отличительной особенности образца в сознании индивидуума не может быть никакого перенесения образца, образа на материал мира. Просто потому, что нечего переносить. Причем, чем более четко и осознанно этот образец (дистинкция) будет определен, сформирован в сознании, тем более вероятен успех порождения новой реальности.

В отличии классического определения дистинкции, которое по Денису Перси подразумевает словесное определение, выделение явления или предмета из множества других, при использовании этого понятия для целей осознанного онтосинтеза необходимо иметь в сознании не столько словесное определение желаемого будущего, сколько его образ, представление, скорее даже на эмоциональном, чем на рациональном уровне. И все же это все равно дистинкция. Ведь формирование образа собственного будущего в сознании непременно сводится к определенным, знакомым по предыдущему опыту, представлениям, т.е. дистинкциям.

Вспоминая того же Перси, есть несколько областей человеческого знания. Область, в которой мы что-то знаем; область, о которой мы знаем, что она существует, но мы не знаем, что в ней содержится и самая большая область, о которой мы даже не знаем, что она существует. И формировать свое будущее, свою новую реальность, человек способен исходя из представлений, лежащих только в первой области, т.е. оттуда, где есть хоть какой-то жизненный опыт или привнесенные извне образцы (книги, масс медиа, общение с другими людьми). В самом деле, как, например, люди 18-19 века могли сформировать образ, скажем, современной кухни с холодильником, микроволновкой, электроплитой, телевизором и желать все это иметь, если они даже не представляли, чего нужно желать. Они желали богатства, положения, прислуги, собственного выезда и т.п., то есть того, что было им близко и понятно. Дистинкция «кухня будущего» не существовала в арсенале их жизненного опыта.

Потребление – созидание
«Книги, кино, телевизор, встречи с друзьями, походы за грибами, на рыбалку, пиршества, покупки и проч. в конце концов теряют свою прелесть, перестают быть интересными, привлекательными. Становится скучно, тоскливо, все надоедает…Что в этих занятиях есть такого, что делает их исчерпываемыми, конечными, лишенными смысла… Это все потребление чего-то. Потребление себя исчерпывает. Потребление не развивает. Потребление истощает энергетику. Потребление конечно и ограничено.

Что же дает силы, заставляет расти над собой? Ответ на редкость прост: созидание. Оказывается, никогда не надоедает писать рассказы и статьи, изобретать новые идеи и решения, создавать организации, строить дома, придумывать новые виды бизнеса». [1, cтр.12-13].

Мысль, конечно же, не новая. Однако не новая, но забытая мысль – все равно, что новая. Тем более, если на данном этапе собственного развития она так близка и так греет. Вовремя прочитанная и осознанная, она дает ответы на собственные сокровенные вопросы.

Чего греха таить, несколько лет назад с испугом отметил про себя, что нет во мне более того энтузиазма, желания познавать и испытывать что-то новое, нет предвкушения до дрожи приезда в новые места, осваивания новых занятий, прочтения интересной книги. Все это вдруг (ну, может не вдруг) стало тусклым, неинтересным, не вдохновляло… Ну, думаю, приплыл, пора на покой – возраст. Стал анализировать, разбираться в себе. Однако, получалось, что возраст здесь вроде бы и не причем. Вокруг масса людей старших по возрасту, но не растерявших этого юношеского энтузиазма и романтики.
Энергии у таких людей хватает и на других, заряжает и заражает. Значит, дело во мне, в моей энергетике и мотивации. Значит это просто период такой в жизни, который надо пережить, найти вдохновляющую идею и радоваться миру дальше.

Кстати, не очень согласен с ДВС в том, что встречи с друзьями, походы приедаются и теряют прелесть. Думаю, он здесь несколько лукавил с целью подчеркнуть мысль о творчестве. Походы это только антураж, повод пообщаться, побыть в уникальной атмосфере, которой в повседневной жизни недостает. Общаясь с близкими по духу людьми, получаешь несравнимое ни с чем удовольствие, набираешься новых идей энергии, желания жить дальше. Это - то же созидание, впитывание чужого опыта и эмоций, переплавка их в мотивацию и конструктив.

Однако несомненно, что творчество, творение, созидание есть мощнейший жизненный стимул, побуждающий к действию, к саморазвитию, к узнаванию, освоению новых навыков. И возраст на это никак не влияет.

Жизнь как эксперимент
«Если подходить к жизненным ситуациям, как к экспериментальным, это дает возможность:

  • быть свободным от ситуации;
  • лучше понимать, что происходит;
  • проверять различные предположения;
  • строить различные ситуации;
  • выбирать варианты поведения;
  • побеждать стресс перед людьми и возможными опасностями;
  • сохранять и развивать вариативность мышления;
  • генерировать новые идеи;
  • свободно перемещаться по разным реальностям
  • действовать более эффективно»

[1, cтр.21]

Это как раз то, что для меня очень актуально.

Воспринимать те или иные события жизни, как игру, как несерьезный эксперимент над собой, как нечто ничего для меня незначащее и воспринимать результаты отстраненно, с холодной головой, с некоторой долей иронии и сарказма. Научиться всерьез рефлексировать, осознавать результат как будто все было с кем-то другим, с такой же холодной головой делать выводы и действовать – вот высший пилотаж. Много раз замечал – чем больше я включен в ситуацию, чем более заинтересован в результате, тем меньше вероятность достижения желаемого результата. И напротив, если я веду себя так, будто происходящее меня мало касается, неважно для меня - все получается в лучшем виде. Понижение важности – мощнейший инструмент реализации задуманного, условие для эффективного онтосинтеза. Много раз убеждался в этом вот на каком жизненном опыте.

Опыт этот связан с деньгами. Деньги вообще категория сложная. Обращаться с ними и даже с упоминанием о них надо осторожно и аккуратно, как с заряженной миной в руках. Вроде бы ничего особенного – бумажки, за которые можно купить почти все, что угодно, но как раз в этом и есть опасность. Ведь покупка вещей, услуг, долги, дарение, наследство – все это с одной стороны связано с деньгами, а с другой – и это главное – это отношения между людьми.

Я заметил в своей жизни такую закономерность – когда деньги заканчиваются и вроде неоткуда им появиться, откуда ни возьмись, возникают новые неожиданные статьи… расхода. Причем такие, игнорировать или отложить которые невозможно. Ну, думаешь, все, банкрот. Надо залезать в новые долги, где-то добывать средства, отсрочивать отдачу старых долгов, в общем, что-то делать. Пока так отчаиваешься, обстановка нагнетается, денег по-прежнему нет, паника нарастает. Но в какой-то момент берешь себя в руки, размышляешь трезво по поводу ситуации и приходишь к выводу – не все так плохо. Крыша есть, еда есть, машина бегает, сам жив-здоров, близкие в порядке, обут-одет – чего паниковать-то. Ну, нет денег – будут. И правда – через день-два ситуация рассасывается как бы сама собой. Кто-то отдает старый долг, откуда-то появляется новый клиент, которому срочно нужно, поэтому он платит вперед и т.д. Я бы не стал об этом писать, но такие ситуации со мной случаются достаточно часто. Я и сам поначалу приписывал это случайности, но потом вникнул и проанализировал эти случаи и пришел к выводу, что есть в этом какая-то неведомая мне пока закономерность. И просто стал этим пользоваться. Можно сказать, что это стало уже моим методом, инструментом. Я сознательно отпускаю ситуацию, понижаю важность, смотрю на нее со стороны - и она разрешается сама собой.

Онтосинтез
«Онтосинтез как метод – это новая возможность открытия новых возможностей». [2, cтр. 7].

Попытки превратить желаемое в действительное простым усилием воли начались у меня еще в школе. Смутно я сознавал, что есть какой-то механизм, овладев которым можно получить то, чего хочется. Вывел для себя даже некоторые правила, несоблюдение которых гарантированно вело к неуспеху. Например, никогда не удавалось получить то, чего страстно желал. Желаемое приходило позже, как бы невзначай и само собой, когда уже отгорел и слегка подзабыл о своем вожделенном. Тут-то оно и сбывалось… Можно было предположить, что это случайность, везение. Но нет, это повторялось достаточно систематически, чтобы могло быть объяснено с точки зрения простой теории вероятности.

Однако выработать какую-то стройную систему, всегда или достаточно часто приводившую к результату, мне не удалось.

Порой, обнаруживая себя в той или иной ситуации, в том или ином месте, я вдруг четко осознавал, что когда-то я страстно желал, чтобы это произошло, потом все как-то забывалось, отодвигалось – и вот оно, наяву до мельчайших подробностей, как в моем полузабытом желании.

Один из наиболее очевидных и практических случаев работы онтосинтеза произошел при таких обстоятельствах.

Мы с еще двумя товарищами заканчивали зимний поход по побережью Белого моря. Мы были в походе уже дней 7-8, до завершения маршрута оставалось дня два. Кто когда-либо был в подобных походах, поймет, что после стольких дней пути хочется каких-то очень простых человеческих вещей, которых, однако, получить в данных обстоятельствах невозможно. Итак, еще один ходовой день клонился к закату. Погода стояла тихая, солнечная. В воздухе висела морозная дымка, но видимость была отличная, до горизонта. Вокруг была белая пустыня, не только живой души, но даже никакого признака жилья, насколько хватало взгляда, не наблюдалось. К концу дня мы порядком подустали, было жарко, хотелось пить. Тут возникла и некоторое время не покидала мысль – «а хорошо бы сейчас пивка выпить, как придем на стоянку. Вот именно в этот самый момент, когда только остановились еще разгоряченные ходьбой, скинули рюкзаки, расправили плечи – и тут на тебе, холодненькое». Я понимал всю абсурдность своего желания, тем не менее, оно росло и крепло, сводило с ума своей простотой и очевидной недостижимостью. Я со всей силой не раз испытанного ощущения представлял, как делаю сначала несколько больших глотков, чтобы утолить жажду, потом отрываюсь и через некоторое время снова начинаю пить, уже маленькими глотками, смакуя и наслаждаясь…

Тем временем пришло время искать стоянку и мы, не сговариваясь, остановились у полуразрушенного сенного сарая, сочтя это место подходящим для ночевки. Скинули рюкзаки, расправили плечи… и тут наше внимание привлекла черная точка, вдруг возникшая на краю горизонта. Точка стала расти и приближаться, и вскоре можно было различить не очень обычное транспортное средство, лихо бежавшее по заснеженному полю. Это был УАЗик всего с двумя местами впереди. Вся задняя часть и дополнительный багажник, приделанный сзади, был забит какими-то коробками, мешками, ящиками. Вместо обычных колес у машины были приделаны огромные баллоны от КАМАЗА, обмотанные для большей проходимости, цепями. Как мы потом поняли, поговорив с местными жителями, такие колеса нужны были для езды по снежной целине.

Увидев сие транспортное средство, я сразу понял, что оно развозит по местным деревенским магазинам продукты. Притормозив около нас даже без всякого знака с нашей сторон, из пассажирской двери выглянула женщина и спросила, не надо ли чего. В пустынных местах такое поведение в порядке вещей. И только тут я вспомнил о своем вожделенном пиве! На мой вопрос, а не могли бы они продать нам бутылку пивка, последовал ответ – конечно. Дальше произошло все так, как я себе представлял…

Интерес
«Когда есть интерес, повышается тонус, появляется стремление, активность смыслы. Но наступает «кризис жанра»: то, что раньше привлекало, становится неинтересным, мир начинает обесцвечиваться …Он становится плоским, серым непривлекательным….
…самый мощный механизм порождения, воспроизводства интереса к чему-либо – это механизм саморазвития» [3 cтр. 28].

На одном из семинаров по формированию команды консультантов, Слава выдал нам список из примерно 40 тем, которые, по его мнению, мы должны были в той или иной степени освоить и только после этого можно было рассчитывать на приемлемую. компетентность в качестве консультанта. Несколько раз прочитав список тем, я приуныл. Процентов 20 слов я вообще не понял, некоторые темы состояли из вроде бы знакомых слов, но их сочетание звучало полной бессмыслицей и даже абсурдом. Тем не менее, с подачи ДВС мы бодро взялись за разработку каждой из них и несколько довольно подробно разобрали…

После Славиного ухода мы вновь и вновь возвращались к теме «40 вопросов», но все как-то вяло, неактивно. Я чувствовал, что эти темы, их освоение или хотя бы попытка освоения были почему-то очень важны для него, но никак не мог взять в толк, почему. Долго вчитываясь и пытаясь вникнуть в смысл каждой темы, я все меньше понимал, что стояло за такими темами как, например, Основы экзистенциального тренинга или Семиотические системы и треугольник Фреге. Ведь для усвоения - понимания подобного необходимо было перелопатить кучу литературы, внедриться в смежные области, поднять научную, философскую литературу. Планка была очень высока. Но однажды я понял, что Слава как раз этого и добивался – возбудить интерес, разбудить наши амбиции – (как это невозможно понять, а ну-ка попробуем!) и через это запустить бесконечный механизм саморазвития. Саморазвитие – есть стимул к интересу, полету фантазии, а интерес ключ к успеху, к творчеству, к новым высотам, к своему делу, которым хочется заниматься долго и с удовольствием.

Синтез будущего
«Синтезирование будущего – это не только визуализация или планирование. Это одновременная жизнь в двух плоскостях - сегодняшней и будущей» [1, cтр. 97].

Теплым июньским вечером 20.. г. я свернул на своем новом Туареге с асфальта на знакомую лесную дорогу, которую, казалось, знал всю жизнь. Солнце пробивалось сквозь деревья косыми ласковыми лучами, ложась на дорогу причудливыми желтыми пятнами. Теплый ветерок сквозь открытое окно врывался в салон пьянящим ароматом свежей, еще почти весенней, листвы, гомоном птиц, сыростью еще не просохших после небольшого дождя, луж. Тихое урчание мощного мотора и стук колес по стыкам плит не заглушали, а как-то даже подчеркивали звуки леса.

За рулем новой машины я был всего второй месяц и еще не до конца привык к ее скрытой мощи, готовой в любой момент проявиться, к высокой посадке и габаритам. Светло-серый капот тускло поблескивал в лучах солнца, когда я пересекал открытые места. Я впервые в жизни приобрел джип, до этого ездил только на седанах и универсалах и поэтому до сих пор чувствовал себя несколько непривычно. Хотя машина мне очень нравилась, я еще не до конца оценил и освоил все ее преимущества и особенности.

Был вечер четверга, впереди длинные выходные на даче. Настроение было прекрасное, бизнес шел своим чередом, не очень сильно отвлекая и напрягая. Отлаженная система работала четко, принося деньги, свободное время и возможность творчества. Да и инвестиции, сделанные несколько лет назад, стали приносить ощутимые доходы, вселяя уверенность в завтрашнем дне и обеспеченной старости.

Иногда ко мне стало возвращаться испытанное в далеком летнем детстве и, казалось бы, давно забытое, чувство беззаботности и вопроса выбора – что делать? С той только разницей, что в детстве выбор был не очень велик – пойти на речку, в лес или остаться с ребятами на участке и поиграть во что-нибудь. Сейчас возможностей стало неизмеримо больше, даже иной раз дух захватывало от возможностей и появлялось чувство, подобное эйфории.

Как провести отпуск (если, конечно, это определение подходит под время, которое не занято бизнесом), куда поехать, что посмотреть, какое дело начать еще, чтобы не потерять форму и интерес, что делать в предстоящие выходные. Впрочем, последний вопрос был самый легкий. На даче дела найдутся всегда – доделать кое-что в сарае, заменить пару подтекающих кранов в водяной системе на участке, покосить, поиграть с внуками, сходить с ними в лес, на речку. В общем, все приятные, домашние дела. Сегодня вечером собирались пожарить с женой шашлык, посидеть у костерка, обсудить планы на лето.

Больше года назад в июне я написал этот текст, перенесясь мысленно и эмоционально в день 20.. года и описал его часть. В общем-то, довольно известный прием, описанный многими психологами и тренерами. Я знал о нем давно, но почему-то никогда не пробовал. А тут вдруг решил перенестись мысленно в будущее и оттуда взглянуть в настоящее… Ну, написал и написал. Забылось в ежедневной суете, затерлось в ежедневной гонке.

Мысли купить другой участок в той же деревне, где мы уже имели дом больше 30 лет, зрела давно. Старый участок уже перевели на детей, которые обожали ездить в деревню. Домик уже явно не справлялся с количеством членов семьи, желающих побыть на природе. Приходилось учитывать это и буквально договариваться, кто в эти выходные едет, кто в следующие. А уж о спокойной старости на природе нам с женой и мечтать не приходилось - просто негде. Однако никакой возможности и конкретных планов по покупке нового участка не было. Деревня не расширялась - просто некуда чисто географически, дома никто не продавал. Наоборот, только строились новые на старых участках. У людей появились деньги. Периодически в деревне появлялись люди, интересовавшиеся, не продает ли кто дом. Действительно - налаженная инфраструктура, электричество, магазин, прекрасная дорога, в перспективе газ в сочетании с лесом, озером, речкой, удаленностью от больших дорог, привлекало. Недаром, как выяснилось позже, деревню нашу называли владимирской Рублевкой. Короче, шансов что-то приобрести в обозримом будущем за разумные деньги, которых, кстати, и не было вовсе, практически не было.

…В конце августа того же года я вдруг осознал, что сижу в риэлтерской конторе и подписываю предварительный договор купли-продажи участка, спорю о цене, плачу аванс. Откуда-то взялся продавец, откуда-то появились деньги, все срослось. Участок был как бы с домом. «Как бы», потому что это была абсолютная развалина, требующая непременного сноса. Это халупа торчала в самом центре деревни и принадлежала раньше пьянице пастуху, умершему много лет назад. Это были, конечно, дополнительные расходы, но зато в центре деревни, через дом от магазина! Да и вообще сам факт – я был поражен.

И только тут я вспомнил о своем тексте. То, что я нафантазировал и так ярко представил, начало сбываться таким вот радикальным образом. Оказывается, это работает. Я стал анализировать, почему именно с этого началась реализация моего будущего. Ведь всяких фантазий я наворотил много. Получалось, что эта часть текста наиболее эмоциональна. Я представил весь антураж, связанный с домом и участком, наиболее подробно и ярко. Вот и синтез будущего в действии!

Однако ведь не все сбылось. У меня нет автоматически работающего бизнеса, доходных вкладов, нет Туарега, нет внуков, и жена работает. Однако факт с участком живо напомнил мне, что все это надо употреблять со словом «ПОКА». Если рассматривать понятие «пока», как философскую категорию, то получается, что для практической жизни человека она одна из самых важных и о ней нужно помнить всегда. Причем как в положительном (пока нет денег, но будут), так и в отрицательном (пока есть здоровье, надо сделать). И смотреть на окружающий мир и свое место в нем через эту призму. Недаром сейчас стали появляться книги с названиями типа «Места на Земле, которые ты должен посетить, пока жив». Действительно, можно ведь и не успеть. А как часто мы думаем о недоделанном деле – ну, ладно, пусть пока так будет, потом доделаю. Жизненный опыт подсказывает, что это потом как правило, никогда не наступает, если не напрячься, спланировать, найти ресурсы, собраться и сделать. Само ничего не происходит. Любое материальное тело стремиться занять положение в пространстве с минимальной потенциальной энергией. Получается, что этот физический закон применим и к сфере духовной. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…». Обязана. Значит, чтобы трудилась, надо прикладывать усилия, заставлять себя, принуждать и обязывать.

Такая же ситуация и с синтезом будущего. Ничего из задуманного и не произойдет, если не сделать усилий – выразить твердое намерение, представить, перенестись в ситуацию эмоционально и действовать. Без волевых действий в любом случае ничего не произойдет. Нельзя изменить мир, лежа на диване. Вселенная только предоставляет возможности, а реализовать их или нет - наше дело.

Недавно узнал, что паровой двигатель изобрели еще в Древней Греции. Полое колесо в виде двух склеенных тарелок, подвешено на оси, как колесо обозрения. Два сопла по касательной выходят из полости, вода внутри. Конструкцию нагревали, пар выходил через сопла, колесо вращалось. Его использовали как игрушку на потеху публике. Никому не пришло в голову использовать его на практике – не доросло человечество до этого изобретения. Так и с отдельным человеком. Возможность предоставлена, но увидит ли ее человек, сможет ли понять, что сулит ему эта возможность, сумеет ли реализовать себе во благо, готов ли он интеллектуально и психологически. Вновь выступает на первый план вопрос о саморазвитии. А зачем развиваться-то, над нами и так не каплет. Однако, если не будет этого, замкнется человек в рутине жизни, перестанет мыслить творчески – не будет никакого синтеза будущего. Будет сплав по течению, для которого мозг не особенно нужен. Все на привычках, инстинктах, рефлексах. А цивилизация наша технократическая и ориентирована как раз на удовлетворение этих инстинктов и первобытных потребностей. И чем дальше, тем совершеннее эти потребности удовлетворяются. Есть, пить, спать, развлекаться становится все проще, не требуется почти никаких усилий. Мозг при всем этом отдыхает. А то, что отдыхает, со временем становится ненужным, атрофируется. Фантасты давно предупреждали о такой опасности. Но кто ж их всерьез воспринимает. Мало ли чего нафантазировали. А будущее, наше общее человеческое будущее, уже здесь, уже наступило, а мы как-то и не заметили за суетой и мелочной возней. Думать стало некогда, да и не хочется уже – а зачем? Все хорошо, тепло, сытно, комфортно – чем не идеальное существование, чем не рай, потребительский рай.

В этой связи подумалось, что изгнание человека из Рая вовсе не было случайностью, а было частью плана Создателя, частью превращения человека в Человека. Мысль о том, что человек должен добывать пищу в поте лица своего и прямолинейная и спорная мысль о том, что труд сделал из обезьяны человека, - обе эти мысли, в общем-то, об одном и том же. Только когда человек сам трудится, напрягается физически и интеллектуально, только тогда он реализует, синтезирует свое будущее и действительно становится человеком. Бог есть в каждом из нас, т.е. и Создатель есть в каждом из нас, только надо потрудиться, чтобы создать что-то стоящее. Ведь создание мира стоила трудов Создателю. Недаром он работал только шесть дней, а на седьмой сел отдохнуть – устал, значит.

Человек существо беспокойное. Растительное существование, когда все на тарелочке – руку только протяни - его в большинстве случае не устраивает, не интересно. Да и ценятся плоды трудов своих гораздо выше.

Кто-то живет лучше, а такие есть всегда, кто-то выглядит лучше, кто-то умнее – завидно ведь. А чем я хуже? Может и я смогу, да и скучно ничего не хотеть. Однако здесь еще одна ловушка. Кто-то хочет, а кому-то хочется. Улавливаете разницу? Мечты не сбываются, сбываются только намерения.

Несокрушимое намерение
«Несокрушимое намерение – это:

  • - состояние окончательной уверенности человека в том, что задуманное будет исполнено;
  • - состояние, в котором очевидна и реалистична возможность выполнения задуманного;
  • - решительная деятельность, направленная на реализацию задуманного, состояние начавшегося и длящегося действия
  • - полное отсутствие сомнений и колебаний;
  • - состояние непреодолимой силы, которая приводит к исполнению задуманного» [1, cтр. 34].

Красиво звучит. Однако, не все так просто. Было бы просто, все бы имели то, что хотели. Захотел, и раз – получил. Красота.
Когда я поступал в институт сразу после школы, в первый год получил двойку на письменной математике. По-глупому получил, истратил кучу времени на одно задание, на остальные времени почти не осталось. Короче, ошибка чисто методологическая. Пошел на вечерний с надеждой перевестись, стал работать. Надежда перевестись растаяла быстро. Это можно было сделать только после третьего курса, да и то с потерей года. Решил не ждать милости и на следующий год бросить вечерний и поступать вновь. Да и факультет меня не устраивал. По мере возможности на работе готовился к поступлению. Если перед первым поступлением занимался с репетиторами, на второй год занимался сам. До сих пор помню мое состояние тогда. Уверенность в поступлении была абсолютная. Настолько абсолютная, что я даже рассказывал о ней окружающим, чего обычно не делаю никогда, боясь сглазить. Я не то, чтобы каким-то усилием воли запрещал себе думать о провале, я просто знал, что поступлю. Вот просто так знал - и все. Это было намерение. Конечно, тогда я не анализировал это состояние, понимание происходившего пришло много позже, но память об этом осталась на всю жизнь. Поступил я с одной четверкой за сочинение. Больше за сочинения я никогда и не получал…

Состояние уверенности возникло тогда спонтанно. К сожалению, пока не получается надежно вызывать его у себя по заказу. Иногда получается, иногда нет. Слишком много факторов влияет на это.

Одним из инструментов формирования намерения является создание вокруг себя среды, в которой это намерение проще всего реализовать. Так сказать, эффект соленого огурца, т.е. создание или попадание в ситуацию, где по неволе начинаешь делать шаги в направлении реализации намерения. Так свежий огурец, попадая в рассол, с неизбежностью становится соленым. Вот почему так много создано сообществ по интересам, где люди взаимообогащают друг друга, развиваются в одном направлении, творят, оценивают себя на фоне себе подобных, что является дополнительным стимулом к достижениям. Одним из основополагающих принципов онтосинтеза является: «Решай свои задачи в команде». Синергия, резонанс мысли, взаимное подпитывание энергией можно получить только в коллективе единомышленников. Эта та самая среда, в которой рождается намерение, получается энергия для его реализации.

Есть, правда, еще одно место, в котором у меня рождаются новые мысли, намерения и где я получаю огромный заряд энергии для противостояния нашей суетливой цивилизации, так беспощадно высасывающей энергию. Наверное, это место можно назвать модным сейчас словом «место силы». Мне необходимо хотя бы раз в год приезжать туда.

Планета Ладога
Чтобы попасть на эту планету, не нужны космические корабли и кабины телепортации. Достаточно обычной машины, недели времени и, самое главное, друзей.

Попадая сюда, не сразу ощущаешь, что попал в другой мир, в другую реальность. Цивилизация не сразу отпускает, напоминая о себе звонками по мобильникам, незаконченными делами, занозой застрявшими в голове, денежными расчетами. Но вот мы в Ладоге, все, кроме сиюминутных ощущений и впечатлений уходит на второй план. Великий принцип «здесь и сейчас» здесь доминирует безраздельно. Этот мир сразу меняет ценности, суетные мысли уходят. Неважно, как ты выглядишь, важно, чтобы было тепло, сухо, комфортно. И даже это становится не столь важным на фоне общего состояния, близкого к полному счастью. Созерцание, впитывание окружающего, переживание внутренних эмоций становится главным занятием.

Известно, что время абсолютно субъективная категория. Здесь это ощущаешь в полной мере. Вроде бы формально те же 24 часа, однако утренние события кажутся вчерашними, на третий день трудно вспомнить как давно ты здесь и совершенно не представляешь, сколько еще будешь. Чтобы не окончательно потеряться во времени и вовремя начать подготовку к возврату в цивилизацию, требуются ощутимые усилия. Про дни недели вообще не говорю – они просто исчезают за ненадобностью.

Рационально описать этот мир очень сложно, только ассоциациями. Те люди, которые никогда не испытывали нечто подобное, не смогут этого понять. У них просто нет воспоминаний, которые оживут при описании этой планеты.

Четко очерченный полный круг горизонта – в цивилизации уже забываешь, что такое бывает. Сочная, глубокая синь вечно движущейся воды. Бескрайняя голубизна небесного купола. Причудливые облака, живущие своей жизнью, фантастические небесные пейзажи. Cлепящие блики солнца на искрящейся воде. Воздух – не надышишься. Легкие отвыкли от такого. Журчание воды под форштевнем. Качка, хлопанье парусов, скрип снастей, свист ветра. Клинья говорливых гусей в вышине. Отдельные желтые пятна деревьев по берегам – осень. Отвесные скалы, освещенные солнцем.

Вечерняя зеркальная гладь воды. Огромная полная луна, встающая из-за островов. Тишина. Лунная дорожка, подернутая рябью ночного бриза. Капитанские песни у костра. Соленые мужские шутки, смех, безобидные подколки, полное взаимопонимание. Заботливое, даже нежное отношение друг к другу.

Под утро легкое шуршание дождя по палатке. Под этот звук еще лучше спится. Свежесть солнечного утра. Запахи осеннего леса. Ветерок с Ладоги.
Постановка сетей до темноты. Рыба. Грибы, вызывающие далекие детские воспоминания о найденных красивых подосиновиках. Готовка на костре, уха. Здесь и рядовые пельмени кажутся вкусными, а уж приготовленное мастерской рукой на костре из того, что ты сам собрал и поймал – нет ничего вкуснее на свете.

Дружная подготовка бани. Парилка. Купание - и опять в парилку. После третьего раза – почти невесомость. Полное расслабление. Всякие медитации отдыхают.

Перемена погоды. Шум прибоя и леса всю ночь. Быстро бегущие низкие тучи. Размытая облаками луна. Ранний подъем. Попутный шторм, качка. Волны в корму, крен, брызги, шипение воды по борту.

Возвращение. Голова слегка кругом – не только от качки. Планета Ладога не сразу отпускает. Лучше отдыха не знаю.

Предназначение
«На вопросы: - Что вы производите? Какое влияние это оказывает на мир? - ДВС ответил: - Я произвожу реальные необратимые позитивные изменения в человеке, в организации, в мире. Как это влияет на мир? Я давно уже создал концепцию прецедентов. Общество – это такая же бездушная, безличная среда, как лес, океан, звери и я отношусь к обществу просто как к окружающей меня среде». [4, cтр. 83].

Вопрос своего предназначения в мире волновал меня с детства. Зачем я пришел в этот мир, ради чего живу, что останется после меня? На каждом этапе жизни, своего развития как личности, эти вопросы возникали вновь и вновь и каждый раз я находил (или не находил) другие ответы, соответствующие моему мировоззрению на сегодня.

В ранней юности амбиции зашкаливали. Мечтал стать выдающейся личностью, изменить мир, улучшить, усовершенствовать. Хотя тогда уже понимал, что не очень-то для этого гожусь. Всегда вокруг были люди и более талантливые, и более яркие. Много комплексовал по этому поводу. Немало этому способствовали идеологические стереотипы, вбивавшиеся нам с малолетства. Была реальная гордость за нашу страну, систему, ощущение нашей правоты. Отсюда и мечты, желание созидать, добиваться личных успехов на благо Родины. Можно по-разному относиться к этому, но это было. Сейчас с кем ни поговоришь, все якобы тогда понимали, что система несправедлива, античеловечна, абсурдна. Ну, прямо диссиденты с пеленок. Слабо верится. Вновь вспомним эффект соленого огурца. Да, конечно, были отдельные недостатки, были плохие люди, были какие-то перекосы, неправильные трактовки, но куда же без этого. В общем же все правильно. Было ощущение, что рано или поздно мы вернемся к идеалам революции, на путь, ведущий к всеобщей справедливости, будет построено общество, устраивающее всех. Потом отдельные недостатки стали сливаться в системные, одно цеплялось за другое, уже не просматривался так ясно путь в светлое будущее. Да и повзрослев, обзаведясь семьей, появились другие приоритеты. Стало не до размышлений по поводу идеального устройства мира. Хватило бы сил обустроить свой маленький мирок. Родились дети, семейные заботы поглощали все больше времени и сил. Голова в основном болела о том, где взять денег до зарплаты, во что одеть детей - ну и т.д.

Однако не могу сказать, что эти заботы отнимали все время. Возник интерес к истории России, Москвы. Появились друзья, которые разделяли мои увлечения; и в условиях дефицита достоверной информации, и на базе общих интересов у нас как-то само собой организовалось «историческое общество», как мы его потом назвали. Целью наших ежемесячных собраний стало изучение истории по источникам, отличным от «Истории КПСС» и подобным. Достать тогда такие источники было непросто и каждый старался, как мог, найти старые книги, статьи и книги современных историков, мнение которых не очень совпадало с общепринятым. Кто что находил, делал доклады на заранее установленную тему, потом все это обсуждали, спорили. Было интересно. Начали с Рюрика, дошли до Петра. Про детей не забывали. К тому времени почти у всех членов сообщества образовались семьи, и мы устраивали детские вечера с разными придумками. Размышляя много позже о причинах, которые свели тогда нас вместе, пришел к выводу, что именно дефицит неофициальной информации, неутоленная жажда что-то узнавать, как-то участвовать в жизни, саморазвиваться свела нас. Потом, когда грянула перестройка, на нас обрушилась лавина информации, общество забурлило, клуб наш тихо умер. У каждого появились свои интересы, все как-то разбрелись и сейчас про большинство моих соратников не знаю ничего.

Вернулся к размышлениям о своем месте в этой жизни уже в зрелом возрасте и с высоты пр
ожитых лет, с приобретенным жизненным опытом, подумалось достаточно цинично – а кому какое до меня дело, и какое мне дело до мира? У меня свой мир, свой круг общения здесь и сейчас, семья, друзья, планы на свое будущее – лишь бы не мешали. Не станет меня рано или поздно – ну и что? Какая разница, что подумают обо мне потом, ругать будут или вспоминать добрым словом? Меня-то уже не будет, не смогу ни порадоваться, ни огорчиться. Зачем искать смысл жизни, ставить высокие цели – кому это надо, кто оценит? Действительно, общество – та же бездушная стихия, как дикая природа.

Но что-то не сходилось. Во-первых, природа не так уж бездушна. Да, конечно, не стоит ее антропоморфизировать, но ведь есть какой-то высший порядок, гармония во всем, что вокруг происходит. И эта гармония не может обойтись без меня хотя бы потому, что если бы не было меня, кто бы ее, гармонию, заметил. Скажут, вопрос интерпретации, там, где я вижу гармонию, другие видят хаос, рок, направленный против конкретного индивидуума. Это действительно вопрос того, как смотреть на мир. Если есть ощущение связи всего со всем, так и действовать надо соответственно, сознавая, что мое собственное движение вперед есть движение вперед всего человечества. А если я кого-то увлеку своим примером, результат моих усилий удвоится, удесятерится. Осознав это, я успокоился. Все мои метания не напрасны.

Есть теория, которая все больше находит подтверждения на практике. Теория эта заключается в том, что все мы, как человеческие индивидуумы, являемся частями одного целого, все находимся в связи через некое эмоционально-информационное энергетическое поле. Из этого следует, что любое, даже самое малое воздействие со стороны отдельного человека на это поле отражается на нем, а, следовательно, отражается на всех человеческих существах и на мире в целом. Здесь уместно вспомнить понятие пассионарности, введенное Гумилевым Л.Н. Если большая группа людей, вдохновляемая и предводимая пассионарием, чего-то одновременно и страстно желает и действует в одном направлении, меняется ход истории, меняются границы, мировоззрения, прогресс ускоряется или замедляется. При этом совершенно неважно, на что вдохновляется группа – на великие преступления или великие благородные дела. Этические категории добра и зла здесь неуместны. Так вот, в связи с этой теорией, которая, судя по всему, имеет под собой некоторые основания, я понял, что все равно надо ставить цели и предпринимать усилия к их достижению. И пусть это выглядит только как достижения личных целей, удовлетворение личных амбиций, совершенствование лишь своего мирка. Нет, не только.

Что касается направления движения, Слава выразился однозначно – производить необратимые и позитивные изменения. А вот позитивность уже оценочная, этическая категория и трактуется каждым в меру своего развития.

Саморазвитие
«Чтобы решить проблему, локализованную в границах некоторой системы, необходимо выйти за эти границы. В идеале должен быть создан механизм, позволяющий людям в случае необходимости выходить за границы систем, в которых локализованы их проблемы, в системы объемлющие». (Стр.30 [3]).
Вопросы саморазвития, а через него создание инструментов решения насущных проблем, стояли перед человеком с тех самых пор, как он стал человеком, стал себя осознавать и размышлять о своем месте в этом мире. На разных этапах развития человечества возникали задачи, соответствовавшие уровню этого этапа. Но проблемы и потребности были и будут всегда, а отсюда следует, что требуются все более совершенные инструменты для их решения. Проблема эта так велика и всеобъемлюща, что требуются усилия многих и многих мыслителей, занимающихся разными частными аспектами и так или иначе внедряющими свои разработки в умы остального человечества, чтобы как-то продвигаться вперед, соответствовать вызовам среды и вновь возникающим затруднениям.

Из истории развития технического прогресса известно, что различные изобретения, изменившие в дальнейшем картину мира, во многих случаях создавались разными людьми в разных частях света независимо друг от друга почти одновременно. Просто общий уровень техники на тот момент становился таким, что то или иное изобретение назрело. Так было с изобретением самолета, паровоза, радио. По сей день ведутся споры о приоритетах в этих областях. Можайский или братья Райт, Стефенсон или Черепанов, Маркони или Попов – кто первый, кто раньше? По большому счету, неважно. Просто прогресс достиг того уровня, когда подобные изобретения стали востребованы и, следовательно, неизбежны.

Так же как в технике, общий уровень состояния науки в области управления, прогнозирования будущего, решения задач с высоким уровнем неопределенности неуклонно повышался и развивался благодаря усилиям сотен и тысяч мыслителей. Каждый вносил свою лепту, каждый предлагал свои инструменты и методы решения. В ряду прошлых и современных мыслителей, имя Вячеслава Сергеевича Дудченко должно занять достойное место. Помимо теоретических разработок в области инновационной методологии, онтосинтеза, методологии саморазвития консультантов, ДВС вел огромную практическую работу. Он внедрял свои методы и идеи в умы соратников, клиентов, всех заинтересованных в собственном развитии людей. Правда не в устах говорящего, а в ушах слушающего. Тот, кто хотел почерпнуть что-то для себя, своей профессии очень внимательно относился и относится к любому выступлению или статье ДВС, сознавая, хотя может быть не вполне, всю значимость и глубину сказанного и написанного. И пусть кто-то ищет сходство в теории онтосинтеза с учением Кастанеды, транссёрфингом или другими подобными теориями. Возможно, и есть некоторые общие черты, но, повторюсь, при нынешнем общем уровне развития науки это неизбежно, как неизбежно похожи внешние облики американского «Шаттла» и нашего «Бурана». Делая акцент на развитии и саморазвитии, ДВС подчеркивал, что это есть ключевой момент в обеспечении дальнейшего прогресса как консалтинга в частности, так и отдельной личности, а через нее человечества, общества вообще.

Под саморазвитием ДВС понимал не просто самообразование, а нечто большее. В его интерпретации это целая система, включающая в себя и самообразование, и осмысление изученного, и, самое главное, генерацию новых идей, решение собственных проблем и проблем клиентов. Им создан целый инструментарий, позволяющий создавать прорывные технологии решения проблем. Сидя на пеньке, нельзя увидеть край леса, а взобравшись на высокую елку, можно. Так и с саморазвитием – если мы не способны выйти за границы нашего обыденного восприятия, не увидим решения. А взглянув на ситуацию более широко, перейдя на иной уровень восприятия, увидим неведомые нам ранее возможности.

Библиография:

  1. В.С.Дудченко «Абсолютный консультант», М. «Кватро-Принт», 2004 г.
  2. В.С.Дудченко «Онтосинтез жизни», М. «Граница», 1999 г.
  3. В.С.Дудченко «Саморазвитие», «Кватро-принт», 2007
  4. «Методологические проблемы интегрированного консалтинга». Материалы второго международного Форума «Методология интегрированного консалтинга», М. «Кватро-Принт», 2006 г.


К оглавлению

Константин Климов

Неосознанный пастырь, или Человек в руках Бога

Константин Климов

Пути Господни, как известно неисповедимы. Всё в этом мире творится по промыслу Господа, верим мы в него или нет…. Кто и когда станет Богом избранным сосудом – никто никогда не знал… и знать не будет. Как когда-то Слава по пути в Дамаск стал первопрестольным Апостолом Павлом, так и завершил свой путь и призван Господом у Святой Горы Афон после Крещения. Совершив свой проповеднический путь для высокоинтеллектуальных мужей, даже не подозревая о том, что проповедует отчасти Евангельское учение….

Он разметал своим талантом современных книжников и фарисеев своей нестандартностью подходов и в той среде, которой, это было необходимо, ставя во главу Человека, а не учение – любого человека, двигающегося к истине познаний, хоть и разными путями. Слава совершенно не вписывался в нормативы цивилизаций сегодняшнего времени; именно это и подтверждает его необходимое, актуальное, вероломное вторжение в социум и рождение именно в этом месте, и в это время. Когда все прогнило изнутри всяческих систем, люди потеряли свой человеческий облик в своих непонятных идеях и стремлениях, при этом стоя дезориентированно посреди хаоса происходящего вокруг. Именно в это время понадобились нестандартные шаги, на понятном языке, именно тем людям, которые окружали Славу и туда, куда он шел…

Слава учил, а не назидал. Слава делился и давал возможности делиться своими мыслями каждой личности… Со Славой можно было общаться и делится разным, как с истинным пастырем, возводя и укрепляя стены своего учения и совершенствовании себя. Он не превозносился, и его слушали, потому как хотели слушать, а не потому, что надо было слушать…

Что есть Православное Христианство и чем оно отличается от Римо-Католического Христианства. Православное христианства учит тому, что Бог есть любовь неизменная, что человек должен изменить свою душу через покаяние, то есть изменение себя, признание своей неправоты, немощи, смирение своего «Я». Как это сильно похоже на Славины: «Работай над собой, а не над другими». Тут же вспоминается Евангелие: «вытащи сначала свое бревно из глаза, и тогда поймешь, как вытащить сучек из глаза брата своего».

Чему учит Католицизм: человек может изменить (умилостивить) Бога через свои индульгенции и даже внести предоплату за будущие грехи своими хорошими делами, сделанными сегодня.

Из учения Православия и учения Славы, если хотите, и из своей практики вижу, что только изменяя себя мы можем двигаться в своем выборе развития, во всех направлениях и реализуя таланты, которые нам даровал Господь, и по которым Господь потом спросит. Слава всегда стремился к совершенствованию, к приумножению своих талантов, к чему призывал и всех. Притча о талантах, освещенная в Евангелие, говорит ровно о том же. Думаю, нам всем стоит помнить печальный итог того человека, который вернул тот самый талант, полученный в начале пути, и помнить о тех из этой же притчи, кто смог приумножить свои таланты…

Господь создал каждого человека по своему образу и подобию, но со свободной волей изъявления. Куда нам двигаться – определяем мы сами, Господь может нам только подсказывать и помогать. Этот выбор мы делаем ежесекундно. Идти в ту или другую сторону, с Богом или без – каждый решает сам. Человеку заповедан путь, но как он пройдет его, зависит от него. Дорогу осилит идущий, а не стоящий…


К оглавлению

Сергей Клепцов

Сергей Клепцов

Он ушел далеко вперед по пути к Солнцу. Сделал скачок, избавился от телесной оболочки, материальности. Мы (я) остались в этом мире - нести его Знамя, помнить его слова, передавать их другим, продолжать начатое им, расширять созданные им пространства, идти его путем, делить его ношу на всех, сделать свой путь частью его пути.

Вот – проверка. Пойдут ли за его знаменем без него, далеко ли я унесу знамя его путем, как долго мы удержимся вместе в созданном им мире? Вызов? Долг? Путь? Не знаю.

Слава – первый человек, которому я поверил до конца, которого с гордостью называл Учителем. Теперь никто не скажет, считал ли он меня учеником. А если скажет – как я ему поверю? Смогу, теперь я знаю, что такое – верить.

С ним я был счастлив, потому что он давал мне силы быть счастливым. Или это были мои силы, а он просто показывал – смотри-ка, ты счастлив? Или просто рядом с ним невозможно было убрать счастье из своей жизни? Буду ли я счастлив без него? Даже не уверен, что без него. Образ в моей душе – это не он, это лишь мной созданный образ... А он – вокруг, в делах, в людях, в книгах и текстах. В Школе, которую он успел создать. В дочерях. В этом мире, который он необратимо позитивно менял.

Космическая предопределенность – даже великие уходят. Просто принять, приспособиться? Или встроить ее в свою жизнь? Его Знамя, его пространство, доверие, счастье, дело, людей... Обрести в этом силу и всемогущество. Его Путь. Всю любовь Мира…

Тематика: