В 2010 году к 70-летнему юбилею Вячеслава Дудченко группой его учеников была подготовлена книга - сборник текстов-рассказов-размышлений. Так получилось, что тексты были собраны, а книга издана не была. В 2020 году накануне 80-летия Вяччеслава Дудченко книга снова была найдена, и было принято решение издать ее в электронном виде, чтобы сделать написанное достоянием более широкого круга людей. Нашему сайту выпала честь стать первоисточником в распространении этого текста.

Здесь можно скачать книгу одним файлом (pdf) для чтения с компьютера или планшета, а также ее можно прочитать на нашем сайте. Она опубликована в Библиотеке в разделе "Инновационная методология В.С.Дудченко". Текст книги разделен на три части: В этом посте мы приводим вступление и "необязательное" предуведомление от идейных родителей этого проекта Елены Дудченко и Дмитрия Несветова. В завершении поста будет интерактивное оглавление, по которому можно будет перейти сразу к тексту интересующего вас автора.
Елена Дудченко

Обязательное предуведомление

у Д.Несветова будет «необязательное»
Елена Дудченко
В 2010 году у нас с Дмитрием Несветовым возникла идея выпустить книгу к 70-летнему юбилею Вячеслава Дудченко и составить ее из текстов-рассказов-размышлений его учеников. Замысел подробно описан в статье Д.Несветова.

Сама жизнь и внутренние «страсти» человеческие вносят коррективы даже в самые правильные планы. И так получилось, что тексты были собраны (откликнулись 13 человек), а книга издана не была. Накануне 80-летия отца я вспомнила об этих работах, нашла их и… поняла, что их обязательно нужно сделать достоянием более широкого круга людей, по хорошему озабоченных развитием (своим собственным, своей семьи, своего дела).

Снова перечитывая эти тексты, я, во-первых, испытала большую признательность авторам за уделенное время и за глубокие размышления, которые они посвятили отцу; во-вторых, эти рассказы я увидела с новых ракурсов, уже в совершенно другом, новом состоянии, нежели в том, что было 10 лет назад. И я поняла, что очень хочу, чтобы всю эту гамму чувств и весь этот увлекательный со-путь «перетряхивания» мозгов и души так же прошли и другие люди. Тем более те, кто уже давно испытывает дефицит «общения со Славой».

Все тексты разные, про разное и из разного состояния. Получился такой объемный портрет (вернее, один из портретов) Славы – такого же разного и объемного.

Выражаю большую признательность каждому автору за замечательные тексты! И сердечное спасибо за то, что тогда откликнулись!

Дмитрий Несветов

Человек не отсюда

Необязательное предуведомление
Дмитрий Несветов
Моя работа состоит из двух частей: первая часть представлена здесь, а вторая – все то, что я не написал. Самое важное – именно эта вторая часть. Людвиг Витгенштейн

Эта книга – не тематический сборник, не должное памяти, не посвящение. И уж, тем более, не мемуары в неувядающем жанре «я и девочка, я и белочка». Это – продолжение разговора. Разговора по существу.

Вячеслав Сергеевич Дудченко сам задал содержательный круг и императивную модальность такого разговора. В его последней работе «Саморазвитие», вышедшей из печати летом 2007 года, на 175-ой странице притулилась не слишком заметная сноска – «подробнее описание этих моделей см. Дудченко В.С. «Системный синтез», Москва, 2008». 1 августа 2007 его не стало. Сноску приметили. Но в архивах ничего, прямо указывающего на означенный в ней предмет (планов, рукописей, черновиков по названной теме), не нашлось.

Что вполне ожидаемо – мысль редко уживается в признанных границах материальных носителей. Она предпочитает волю – как в смысле уместности звучания и возможных интерпретаций, так и в главном своем праве: быть, или не быть высказанной… Но это как раз тот редкий случай, когда нам почти игриво, но категорично указали – мысль была. Точнее – есть. В таковой категоричности – собственно и состоит императив к разговору.

Эта книга – попытка подобного разговора. Нет, не о том, что В.С.Дудченко – один из самых необычных и оригинальных мыслителей-собирателей своего не слишком прихотливого времени, один из непоседливых «делателей» и плодоносных осеменителей окрестного пространства. Не о том, что он создатель чрезвычайно эффективного социо-инженерного дискурса и инструментария – инновационной методологии. И автор многоформатной концепции конструирования новых самостоятельных реальностей – концепции онтосинтеза. И даже не о том, что он основал целую консалтинговую школу-направление и сам был известным практикующим консультантом и командостроителем, своей безразмерной харизмой и всеохватной энергетикой заражавшим все, что оказывалось в активном поле и окрест него. Хотя и об этом тоже.

Это попытка собрать не всегда и не вполне выраженное содержание, собрать саму интенцию слов и смыслов, высказанных и невысказанных. Интенцию жизни. И продолжить ее…

…В конце ХIII века зажиточная Флоренция решила построить собор, который красотой и величием превзошел бы все известные храмы христианского мира. По замыслу он должен был вмещать все взрослое население города (более 30 000 человек) и представлять собою гигантское сооружение, больше похожее на огромную крытую площадь. Ни начавший строительство городской совет, ни благословивший его папский легат никак не предполагали, что оно затянется на полтора столетия. Через несколько десятилетий стены и нефы собора были возведены, но оказалось, что никто не знает, как их перекрыть – архитектурного решения купола просто не существовало: инженерная мысль к решениям такой сложности к тому времени готова не была. Стройка остановилась почти на столетие. До тех пор, пока не родился Филиппо Брунеллески и не придумал свой знаменитый «парящий» безопорный купол. Так замысловато в середине ХV века возник собор Санта-Мария-дель-Фьоре, навсегда ставший открыточным флорентийским символом… И памятником неисповедимым превратностям и хитроумным блужданиям человеческой мысли.

Всю свою активную жизнь Вячеслав Дудченко возводил стены масштабного замысла – учил себя и других конструировать реальности, создавать собственное бытие, уходить из-под влияния внешних образцов и моделей и нивелировать его. С заглавной целеполагающей установкой – «производить необратимые позитивные изменения в человеке, в сообществах, в мире».

Он умел (и научал) объединять несоединимое, сопрягать разнонаправленное, интегрировать разрозненное. В научной и антинаучной методологии, в стратегическом и целевом программировании, в практическом консалтинге, в обыденной повседневности. Он маниакально соединял «объектности», упорно помещая в центр мира, а значит и в центр своего неуемного внимания – Человека. И то мятежное дело, которому отдал всю свою жизнь, сам часто называл «человеческим консалтингом».

Рядом с ним, как рядом с прорабом-архитектором большой стройки, все приходило в движение: отдельные люди и целые сообщества, общепринятые нормы и укоренившиеся традиции, научная строгость и интровертивная сдержанность, мысли и смыслы… И уж тем более разномастные заводы-газеты-пароходы, имевшие неосторожность впустить его в собственное чрево.

Он умудрялся быть везде. Долгие годы жить и плодоносить в совершенно разных местах страны и мира – в Новосибирске, Таллинне, Свердловске, Набережных Челнах, Ярославле, Сочи, Москве. В свое последнее лето он отправился на родину одного из тех, кого считал своим учителем – к Аристотелю в Грецию, к Афонской горе. С ним и остался… Чем не идеальное пристанище для мысли?..

Он презирал стереотипы и предустановки, крушил штампы и клише. Намеренно, даже подчеркнуто, не соблюдал протоколов, опасно балансируя на грани приемлемого; обзывал мировую культуру «экскрементами прошлого опыта» и всяко бранил ее ревностных охранителей; бывая в свете, утонченный французский коньяк предпочитал выпивать залпом, малоизысканно закусывая его сочным черноземным помидором.

С вероносителями – монашествующими и клиром, он общался без чрезмерного почитания и совсем без придыхания, не политкорректно указывая им на не слишком логически крепкие узлы в вероучении; а с угрюмыми сторонниками теории Большого взрыва не отказывал себе в удовольствии порассуждать на замысловатые теологические сюжеты, вроде эсхатологии или теодицеи.

Сам долго слыл убежденным безбожником и ироничным нехристем, но в самом конце пути совершенно осмысленно принял таинство Крещения. Он выжигал и выламывал всякую мертвечину из человеческого общения и окружающей жизни, и делал это остервенело, часто - с перебором.

Средневековым гностикам подобно, всю свою жизнь сосредоточенно, но без малейшей тени миссионерской фальши, он строил стены величественного собора по имени «целостность мира», твердо осознавая, что таковая целостность (субстанция, между тем, почти не достижимая) – единственное и исчерпывающее условие его (мира) понимания и, главное - трансформации.

И построил. Стены… Но собор оказался не завершенным: теоретическое и методологическое содержание оставлено концептуально открытым, инновационное сообщество и авторская школа не институализированы. Возможно, это было сделано (в смысле – не сделано) совершенно сознательно. Своего рода – финальный акт игры с миром.

При этом, что-то никто не успел приметить секрета – как это у него получается: и сопрягать, и конструировать, и осмысливать – прямо «здесь-и-теперь», на глазах у изумленной публики. И споро так, почти элегантно.

Как бы то ни было, но нам, похоже, досталось довершить затею, отыскать неприметный секрет и породить таки решение – замкнуть перекрытия и возвести купол. Или не возводить?...

Великий инженер и архитектор Брунеллески возвел купол Санта-Мария-дель-Фьоре и воплотил вековые мечтания амбициозных флорентийцев. И вместе с тем наступила эпоха «кватроченто», положившая начало тому, что впоследствии назовут Возрождением, радикально изменившим ход мировой истории. С этих пор человечество научилось предметности, узнало премудрость выделения объекта из потока мира и занялось его препарированием. Препарированием всего - вещей, тел, искусств, смыслов, веры… Похоже, навсегда лишившись способности напряженного удерживания целого, утратив тайну нерасчлененного тождества мира и человека, человека и истины…

Другой замечательный художник и затейник – Василий Баженов, совсем в иных исторических и географических обстоятельствах, тоже полжизни маялся охватным замыслом – строительством Большего Кремлевского дворца в Москве. Но августейшей волей Государыни Екатерины Алексеевны, стесненной тяготами очередной турецкой кампании, проект был отложен и остался без воплощения. Зато состоялся другой баженовский проект – Пашков дом, на многие годы ставший самым изысканным произведением архитектуры Белокаменной столицы. Своим невоплощенным отсутствием Кремлевский дворец Баженова, возможно, говорит о художнике и силе его замыслов едва ли не больше, чем осуществленное в камне. Такое разомкнутое пространство летящей архитектурной свободы. Быть может, это и есть тень искомой, но плохо уловимой целостности мира…

Витгенштейн уверенно полагал, что в невысказанном – истины ничуть не меньше, чем в высказанном. «Последние вещи» не выразимы в языке, о них не следует говорить – на них указывают молчанием. Мысль изреченная – суть мертвая. Мысль невысказанная – сообразна с порядком истины. Так как? Замыкать (ежели свезет) открытое пространство мысли и дела? Возводить купол или не возводить? Бог весть.

Очевидно одно. Вячеслав Дудченко, мыслитель и старатель какой-то «до-ренесансной» хватки, оставил после себя целый корпус смыслов самого разного порядка и веса. Целую серию начинаний разной степени завершенности. И группу людей, безнадежно инфицированных самой интенцией этих смыслов и начинаний. И не выходит у них быть покойными. У них свербит…

Верно, в этом и состоит главный итог. И нам досталась участь и тщание поддержания жизни этих смыслов. Содержание их в рефлексивном тонусе, в постоянном движении любыми доступными средствами – методологической концептуализацией, институционализацией, встраиванием в актуальную культурную инфраструктуру, домысливанием, доигрыванием.

Участь – от слова «участие».
В продолжение разговора – залог жизни доставшегося нам содержания, жизни смыслов, которые не терпят только одного – покоя.
Оным беспокойством и объединены все тексты, составляющие эту «ненаписанную» книгу.
В этом году Вячеславу Сергеевичу Дудченко – 70 лет (теперь уже 80 – Е.Дудченко). И повод к разговору сыскался…
И все время кажется, что с означенной предметностью интеллектуальных исканий, он припоздал с рождением, эдак не несколько столетий. Или, напротив, поспешил… Не его нынче время – зело уныло.

Содержание:

  1. Дудченко Елена, Обязательное предуведомление
  2. Дудченко Елена, Краткая информация о В.С.Дудченко
  3. Несветов Дмитрий, Человек не отсюда
  4. Устинова Валерия, Бордовый Слава
  5. Гладышев Александр, Без названия
  6. Антропов Виктор, Без названия
  7. Трегубов Борис, Встреча, которая предопределила мою судьбу
  8. Златковский Евгений, Не могу поступаться принципами
  9. Усанов Сергей, Без названия
  10. Ребров Алексей, Голос Духа
  11. Рыкина Мария, Рассказ, который творит мир
  12. Кукушкин Дмитрий, Перечитывая Дудченко
  13. Климов Константин, Неосознанный пастырь, или Человек в руках Бога
  14. Клепцов Сергей, Без названия
Приятного чтения!