Ученики о Вячеславе Дудченко (часть 1)

Содержание:

  1. Дудченко Елена, Обязательное предуведомление
  2. Дудченко Елена, Краткая информация о В.С.Дудченко
  3. Несветов Дмитрий, Человек не отсюда
  4. Устинова Валерия, Бордовый Слава
  5. Гладышев Александр, Без названия
  6. Антропов Виктор, Без названия
  7. Трегубов Борис, Встреча, которая предопределила мою судьбу
  8. Златковский Евгений, Не могу поступаться принципами
  9. Усанов Сергей, Без названия
  10. Ребров Алексей, Голос Духа
  11. Рыкина Мария, Рассказ, который творит мир
  12. Кукушкин Дмитрий, Перечитывая Дудченко
  13. Климов Константин, Неосознанный пастырь, или Человек в руках Бога
  14. Клепцов Сергей, Без названия

Обязательное предуведомление

у Д.Несветова будет «необязательное»

В 2010 году у нас с Дмитрием Несветовым возникла идея выпустить книгу к 70-летнему юбилею Вячеслава Дудченко и составить ее из текстов-рассказов-размышлений его учеников. Замысел подробно описан в статье Д.Несветова.

Сама жизнь и внутренние «страсти» человеческие вносят коррективы даже в самые правильные планы. И так получилось, что тексты были собраны (откликнулись 13 человек), а книга издана не была. Накануне 80-летия отца я вспомнила об этих работах, нашла их и… поняла, что их обязательно нужно сделать достоянием более широкого круга людей, по хорошему озабоченных развитием (своим собственным, своей семьи, своего дела).

Снова перечитывая эти тексты, я, во-первых, испытала большую признательность авторам за уделенное время и за глубокие размышления, которые они посвятили отцу; во-вторых, эти рассказы я увидела с новых ракурсов, уже в совершенно другом, новом состоянии, нежели в том, что было 10 лет назад. И я поняла, что очень хочу, чтобы всю эту гамму чувств и весь этот увлекательный со-путь «перетряхивания» мозгов и души так же прошли и другие люди. Тем более те, кто уже давно испытывает дефицит «общения со Славой».

Все тексты разные, про разное и из разного состояния. Получился такой объемный портрет (вернее, один из портретов) Славы – такого же разного и объемного.

Выражаю большую признательность каждому автору за замечательные тексты! И сердечное спасибо за то, что тогда откликнулись!
К оглавлению

Елена Дудченко

Краткая информация о В.С.Дудченко

Елена Дудченко

Дудченко Вячеслав Сергеевич (02.05.1940-01.08.2007), доктор социологических наук, профессор, один из основателей отечественной Школы организационного консалтинга, автор инновационной методологии, позволяющей органично соединять исследования, обучение и практическое решение, и концепции Онтосинтеза (самопрограммирование команд определённым образом на способность разрабатывать и реализовывать любые проекты с желаемыми параметрами качества, динамики развития и масштаба). Более 40 лет посвятил изучению принципов саморазвития человека, команд, организаций и территорий и провёл 350 практических консалтинговых проектов, направленных на качественное изменение систем. В научной среде его называли «академик-хулиган», поскольку он везде и всегда разламывал стереотипы – собственные, окружающих его людей и команд.

Образование: филологический факультет Новосибирского государственного университета (1968), аспирантура ВНИИ системных исследований (1983). Кандидат философских наук (1983 г.), доктор социологических наук (1994 г.), академик Международной Академии информатизации (1996 г.).

Профессиональный путь: начальник бюро Отдела социсследований КамАЗа (1975-1978 гг.), начальник социологической лаборатории ЯЭМЗ (Ярославль, 1978-1983 гг.), зав.кафедрой социологии ИПК Нефтехим (Ярославль, 1983-1989 гг.), директор консультационной фирмы “Менеджмент-Сервис” (Одинцово М.О., 1989-1992 гг.), президент консультационной фирмы “Инновационные системы” (Москва, 1993-1996 гг.), доцент, профессор кафедры социальной инженерии МГСУ (1994-1996 гг.), главный научный сотрудник Института социологии РАН (1996-1999 гг.), директор Института Эвристики (1999-2000 гг.), профессор ГУ ВШЭ (2000-2007 гг.), Президент Национальной гильдии профессиональных консультантов (2000-2007 гг.), член Межведомственной комиссии по разработке стратегии развития регионов РФ.

В.Дудченко разрабатывал и использовал на практике методы разрешения проблем и согласования конфликтующих интересов в ситуациях дефицита ресурсов. С 1979 года работал как консультант по процессу выработки и реализации стратегических решений в разных сферах деятельности (производство, банковское дело, предпринимательство, торговля, государственное и муниципальное управление, культура и др.), а также на различных уровнях управления – от руководства компаний из среднего/крупного бизнеса до региональных/федеральных структур власти.

Теоретические разработки В.Дудченко, реализованные на практике (преподавал их в ВУЗах страны): технология группового решения проблем (1980), методологическая система ступенчатого построения гипотез (1981), теория ситуационных структур (1981), метод инновационной игры (1980), инновационная методология (1983-94), метод репрезентационного моделирования (1983), организационный тренинг (1984), инновационный метод (1985), концепция взаимодействия (1986), теория саморазвивающихся систем (1987), концептуальная модель инновационного консультирования (1988), инновационный тренинг (1992), теория и методология онтосинтеза (1994-2000), модель интегрированного консалтинга (2005).

Результаты применения разработок В.Дудченко: повышение эффективности, устойчивости и прибыльности организаций различного типа; формирование сильных и надёжных управленческих команд; становление эффективной корпоративной культуры и повышение эффективности работы персонала организаций; снижение конфликтной напряжённости в коллективах. Дудченко В.С. проводил инновационные семинары, стратегические сессии, Школы и тренинги, которые прошли более 15000 человек. Его клиентами были руководители и их команды в следующих организациях: Центральный Банк РФ, Сбербанк, Альфа-банк, концерн “Нефтяной”, РАО ЕЭС, ФСК ЕЭС, группа компаний «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», BFT-холдинг, Диана-холдинг, Мосавтодор, мэрия г.Калининград, администрации Калининградской области, г.Сочи, Одинцовского и Домодедовского районов Московской области и др. (всего 25 банков и 200 предприятий и учреждений в различных отраслях).

Дудченко В.С. опубликовал 140 научных публикаций, а также 8 книг:

  1. «Программа инновационной игры» (Ярославль, 1987 г.);
  2. «Инновационные игры» (Таллин, 1989 г.);
  3. «Основы инновационной методологии» (Москва, 1996 г.);
  4. «Инновационные технологии» (Москва, 1996 г.);
  5. «Онтосинтез социальной реальности» (Москва, 1998 г.);
  6. «Онтосинтез жизни» (Москва, 1999г.);
  7. «Онтосинтез: автобиографические признания» (М., 1999 г.);
  8. «Абсолютный консультант» (Москва, 2004 г.);
  9. «Саморазвитие», Москва, 2007 г.

К оглавлению

Дмитрий Несветов

Человек не отсюда

Необязательное предуведомление
Дмитрий Несветов
Моя работа состоит из двух частей:
первая часть представлена здесь,
а вторая – все то, что я не написал.
Самое важное – именно эта вторая часть.
Людвиг Витгенштейн



Эта книга – не тематический сборник, не должное памяти, не посвящение. И уж, тем более, не мемуары в неувядающем жанре «я и девочка, я и белочка». Это – продолжение разговора. Разговора по существу.

Вячеслав Сергеевич Дудченко сам задал содержательный круг и императивную модальность такого разговора. В его последней работе «Саморазвитие», вышедшей из печати летом 2007 года, на 175-ой странице притулилась не слишком заметная сноска – «подробнее описание этих моделей см. Дудченко В.С. «Системный синтез», Москва, 2008». 1 августа 2007 его не стало. Сноску приметили. Но в архивах ничего, прямо указывающего на означенный в ней предмет (планов, рукописей, черновиков по названной теме), не нашлось.

Что вполне ожидаемо – мысль редко уживается в признанных границах материальных носителей. Она предпочитает волю – как в смысле уместности звучания и возможных интерпретаций, так и в главном своем праве: быть, или не быть высказанной… Но это как раз тот редкий случай, когда нам почти игриво, но категорично указали – мысль была. Точнее – есть. В таковой категоричности – собственно и состоит императив к разговору.

Эта книга – попытка подобного разговора. Нет, не о том, что В.С.Дудченко – один из самых необычных и оригинальных мыслителей-собирателей своего не слишком прихотливого времени, один из непоседливых «делателей» и плодоносных осеменителей окрестного пространства. Не о том, что он создатель чрезвычайно эффективного социо-инженерного дискурса и инструментария – инновационной методологии. И автор многоформатной концепции конструирования новых самостоятельных реальностей – концепции онтосинтеза. И даже не о том, что он основал целую консалтинговую школу-направление и сам был известным практикующим консультантом и командостроителем, своей безразмерной харизмой и всеохватной энергетикой заражавшим все, что оказывалось в активном поле и окрест него. Хотя и об этом тоже.

Это попытка собрать не всегда и не вполне выраженное содержание, собрать саму интенцию слов и смыслов, высказанных и невысказанных. Интенцию жизни. И продолжить ее…

…В конце ХIII века зажиточная Флоренция решила построить собор, который красотой и величием превзошел бы все известные храмы христианского мира. По замыслу он должен был вмещать все взрослое население города (более 30 000 человек) и представлять собою гигантское сооружение, больше похожее на огромную крытую площадь. Ни начавший строительство городской совет, ни благословивший его папский легат никак не предполагали, что оно затянется на полтора столетия. Через несколько десятилетий стены и нефы собора были возведены, но оказалось, что никто не знает, как их перекрыть – архитектурного решения купола просто не существовало: инженерная мысль к решениям такой сложности к тому времени готова не была. Стройка остановилась почти на столетие. До тех пор, пока не родился Филиппо Брунеллески и не придумал свой знаменитый «парящий» безопорный купол. Так замысловато в середине ХV века возник собор Санта-Мария-дель-Фьоре, навсегда ставший открыточным флорентийским символом… И памятником неисповедимым превратностям и хитроумным блужданиям человеческой мысли.

Всю свою активную жизнь Вячеслав Дудченко возводил стены масштабного замысла – учил себя и других конструировать реальности, создавать собственное бытие, уходить из-под влияния внешних образцов и моделей и нивелировать его. С заглавной целеполагающей установкой – «производить необратимые позитивные изменения в человеке, в сообществах, в мире».

Он умел (и научал) объединять несоединимое, сопрягать разнонаправленное, интегрировать разрозненное. В научной и антинаучной методологии, в стратегическом и целевом программировании, в практическом консалтинге, в обыденной повседневности. Он маниакально соединял «объектности», упорно помещая в центр мира, а значит и в центр своего неуемного внимания – Человека. И то мятежное дело, которому отдал всю свою жизнь, сам часто называл «человеческим консалтингом».

Рядом с ним, как рядом с прорабом-архитектором большой стройки, все приходило в движение: отдельные люди и целые сообщества, общепринятые нормы и укоренившиеся традиции, научная строгость и интровертивная сдержанность, мысли и смыслы… И уж тем более разномастные заводы-газеты-пароходы, имевшие неосторожность впустить его в собственное чрево.

Он умудрялся быть везде. Долгие годы жить и плодоносить в совершенно разных местах страны и мира – в Новосибирске, Таллинне, Свердловске, Набережных Челнах, Ярославле, Сочи, Москве. В свое последнее лето он отправился на родину одного из тех, кого считал своим учителем – к Аристотелю в Грецию, к Афонской горе. С ним и остался… Чем не идеальное пристанище для мысли?..

Он презирал стереотипы и предустановки, крушил штампы и клише. Намеренно, даже подчеркнуто, не соблюдал протоколов, опасно балансируя на грани приемлемого; обзывал мировую культуру «экскрементами прошлого опыта» и всяко бранил ее ревностных охранителей; бывая в свете, утонченный французский коньяк предпочитал выпивать залпом, малоизысканно закусывая его сочным черноземным помидором.

С вероносителями – монашествующими и клиром, он общался без чрезмерного почитания и совсем без придыхания, не политкорректно указывая им на не слишком логически крепкие узлы в вероучении; а с угрюмыми сторонниками теории Большого взрыва не отказывал себе в удовольствии порассуждать на замысловатые теологические сюжеты, вроде эсхатологии или теодицеи.

Сам долго слыл убежденным безбожником и ироничным нехристем, но в самом конце пути совершенно осмысленно принял таинство Крещения.
Он выжигал и выламывал всякую мертвечину из человеческого общения и окружающей жизни, и делал это остервенело, часто - с перебором.

Средневековым гностикам подобно, всю свою жизнь сосредоточенно, но без малейшей тени миссионерской фальши, он строил стены величественного собора по имени «целостность мира», твердо осознавая, что таковая целостность (субстанция, между тем, почти не достижимая) – единственное и исчерпывающее условие его (мира) понимания и, главное - трансформации.

И построил. Стены… Но собор оказался не завершенным: теоретическое и методологическое содержание оставлено концептуально открытым, инновационное сообщество и авторская школа не институализированы. Возможно, это было сделано (в смысле – не сделано) совершенно сознательно. Своего рода – финальный акт игры с миром.

При этом, что-то никто не успел приметить секрета – как это у него получается: и сопрягать, и конструировать, и осмысливать – прямо «здесь-и-теперь», на глазах у изумленной публики. И споро так, почти элегантно.

Как бы то ни было, но нам, похоже, досталось довершить затею, отыскать неприметный секрет и породить таки решение – замкнуть перекрытия и возвести купол. Или не возводить?...

Великий инженер и архитектор Брунеллески возвел купол Санта-Мария-дель-Фьоре и воплотил вековые мечтания амбициозных флорентийцев. И вместе с тем наступила эпоха «кватроченто», положившая начало тому, что впоследствии назовут Возрождением, радикально изменившим ход мировой истории. С этих пор человечество научилось предметности, узнало премудрость выделения объекта из потока мира и занялось его препарированием. Препарированием всего - вещей, тел, искусств, смыслов, веры… Похоже, навсегда лишившись способности напряженного удерживания целого, утратив тайну нерасчлененного тождества мира и человека, человека и истины…

Другой замечательный художник и затейник – Василий Баженов, совсем в иных исторических и географических обстоятельствах, тоже полжизни маялся охватным замыслом – строительством Большего Кремлевского дворца в Москве. Но августейшей волей Государыни Екатерины Алексеевны, стесненной тяготами очередной турецкой кампании, проект был отложен и остался без воплощения. Зато состоялся другой баженовский проект – Пашков дом, на многие годы ставший самым изысканным произведением архитектуры Белокаменной столицы. Своим невоплощенным отсутствием Кремлевский дворец Баженова, возможно, говорит о художнике и силе его замыслов едва ли не больше, чем осуществленное в камне. Такое разомкнутое пространство летящей архитектурной свободы. Быть может, это и есть тень искомой, но плохо уловимой целостности мира…

Витгенштейн уверенно полагал, что в невысказанном – истины ничуть не меньше, чем в высказанном. «Последние вещи» не выразимы в языке, о них не следует говорить – на них указывают молчанием. Мысль изреченная – суть мертвая. Мысль невысказанная – сообразна с порядком истины.
Так как? Замыкать (ежели свезет) открытое пространство мысли и дела? Возводить купол или не возводить? Бог весть.

Очевидно одно. Вячеслав Дудченко, мыслитель и старатель какой-то «до-ренесансной» хватки, оставил после себя целый корпус смыслов самого разного порядка и веса. Целую серию начинаний разной степени завершенности. И группу людей, безнадежно инфицированных самой интенцией этих смыслов и начинаний. И не выходит у них быть покойными. У них свербит…

Верно, в этом и состоит главный итог. И нам досталась участь и тщание поддержания жизни этих смыслов. Содержание их в рефлексивном тонусе, в постоянном движении любыми доступными средствами – методологической концептуализацией, институционализацией, встраиванием в актуальную культурную инфраструктуру, домысливанием, доигрыванием.

Участь – от слова «участие».
В продолжение разговора – залог жизни доставшегося нам содержания, жизни смыслов, которые не терпят только одного – покоя.
Оным беспокойством и объединены все тексты, составляющие эту «ненаписанную» книгу.
В этом году Вячеславу Сергеевичу Дудченко – 70 лет (теперь уже 80 – Е.Дудченко). И повод к разговору сыскался…
И все время кажется, что с означенной предметностью интеллектуальных исканий, он припоздал с рождением, эдак не несколько столетий. Или, напротив, поспешил… Не его нынче время – зело уныло.
К оглавлению

Валерия Устинова

Бордовый Слава

Валерия Устинова

Для меня Слава – бордовый:

  • как густое вино, от которого пьянеешь: от самого его вида, вкуса, запаха и даже от предвкушения оного. В бокале хорошего вина встречаются земля (почва) и небо (солнце) и виноград, прошедший обряд посвящения в вино (его топтали ногами, возгоняли, запускали в «бензобак» и т.д.). И все эти процессы в сухом остатке дают божественную бордовую влагу.
  • как ярость, которой Слава наливался-пунцовел, когда громил людей, организации, лично меня, тексты, идеи, интерпретации идей и т.д..
  • как царственный цвет аристократии, который, по словарю русского языка, проходит как «несклоняемое и неизменяемое слово «бордо» (в то время как слово «бордовый» проходит, в некоторых словарях, как «просторечное»), т.е. соединение царственного и просторечного.
  • ассоциативно – по игре слов «Бордо» и «бодро».
  • и «бордовый» как цвет обложек его последних книг
Алфавит (слова, образы, фразы, термины, люди, вспоминаемые навскидку, появившиеся или проявившиеся по-новому в пространстве В.С.)
А
  • «Академик-хулиган». Так Славу называли в научных кругах за то, что он всегда и везде разламывал стереотипы – свои, других людей и систем.
  • «Аристотель» - имя-знак в жизни Славы, его виртуальный учитель.
  • «Английский язык» - то, без знания чего, можно прожить; при этом мучиться, что его не знаешь, и к шестидесяти годам обрести возможность поговорить, щурясь на подмосковном солнышке, в семинарский перерыв, в присутствии обалдевших членов рабочей группы с носителем мудреного англицкого языка о главном в жизни – …о женщинах (также см.: «театр»).
  • «Анекдот» - технология начала семинара (вариант – про изучение японцем русского языка: «Русская языка осень слозная. Я его усила, усила, 10000 слов выусила и теперь они у меня все вот здесь (пальцем указать на голову) в зопе»).
Б
  • «БеременЕть» (с ударением на последний слог) – история про коварство наемного персонала и женщин вообще, нарушающих договоренности о небеременении.
  • «Божоле» - постоянно упоминаемое вино.
В
  • «Волшебный пендель» - метод саморазвития с привлечением внешнего ментального участия.
  • «Возгонка» - технология управления групповой динамикой.
Г
  • «Гуссерль» - первое незнакомое имя, услышанное мной на методологических семинарах Славы. Привело в ужас незнание этого имени 10 лет назад. Факт этот казался тогда личным позором. Сейчас его тоже не знаю. Но уже спокойно. Выучила же «конвариантную редупликацию идей» и фотосинтез не путаю с онтосинтезом. И Россинанта с Ренессансом. Кажется, что только вчера записала на полях конспекта: «Гуссерль!!!» (в смысле «читать его!»). И казалось, что к утру будет смыт позор незнания. А как-то между делом прошло 10 лет… Полезу сейчас в Википедию. Буду сдавать Славе виртуальный конспект.
  • «Гурджиев» - имя, впервые услышанное от Люды на методологическом семинаре. Потом неоднократно я слышала миф о том, что Г.П.Щедровицкий (каким-то непостижимым образом) принял посвящение от Гурджиева, и Слава, как ученик Г.П., тоже его преемник. Гурджиев был «главным философом» для Питера Брука -главного режиссера ХХ века. Поэтому это имя для меня от Славы как мостик между методологией и театром (см. «театр»).
  • «Голос» - как характеристика личности вполне показателен. Тембр объемный, интонации подвижные, преимущественно восходящие, высота баритонально-басовая, подача суггестивная, атака мягкая, органичная, без затруднений и придыхания (что характеризует природную естественную лидерскую природу). Темп речи равен темпу восприятия.
Д
  • «Деятельность». Регулярное слово тезауруса Славы.
  • «Дихотомия». Любимое понятие Славы.
  • «Дохлая лошадь». Термин, обозначающий человека, у которого потухли глаза.
  • «Деньги» - предмет моего личного неправильного обращения. Самые часто повторяемые мне Славой слова были не про работу, не про идеи, не про секс, не про духовность, а про гонорары. «Лера, не демпингуй цены!», - часто говорил мне Слава вместо слова «здравствуй», сидя за председательским столом на Газетном переулке. С этим разбираюсь до сих пор. Курсы по логике я уже прошла. Очередь за ценообразованием.
Е
  • «Европа» - место, среда обитания, где дожжен саморазвиваться европейский человек (человек европейской культуры). Не Индия, не Африка, не Китай. Так в моей голове отложилось представление Славы о местах и методах самодвижения после многих лет его поездок в Индию. До сих пор не знаю, правильно ли я его поняла. Надо спросить у ребят.
Ё
  • про «Ёжиков» и «Ёлки» не помню, про «Ёкарный бабай» тоже не помню.
Ж
  • «Живой рейтинг» - технология, применяемая при ведении инновационного семинара Дудченко.
З
  • «Зопа» (искаженное от «жопа») - обязательный речевой элемент технологии начала семинара Дудченко (см. «Анекдот»).
И
  • «Инаковое», «инвариантное», «инновационное». Способное к саморазвитию.
  • «Индиго» - следующее, по убеждению Славы, поколение участников методологических и инновационных семинаров.
  • «Иррациональное» - найденная для меня Славой зона деятельности и ответственности.
К
  • «Конвариантная редупликация идей» - скороговорка для отработки дикции; язык, на котором Слава мог говорить, а я – нет. Суть: новая идея из ошибки.
  • «Кегль» - соблюдение которого требовал Слава и при этом багровел и «бордовел».
Л
  • «Люся» (Людмила Межуева) – ребро Славы. Су-пруга, со-вместно тянущая упряжь. Доп.функция – мозг. Подтверждение идеи, что за спиной состоявшегося мужчины стоит женщина. Наверное, внешне звучит пафосно. Но в слове «су-пруга» нет и намека на удовольствия. Это труд. Люда про труд «су-пружества», мне кажется, знала все.
  • «Ленка» (Елена Дудченко) - дочь, автор иллюстраций к текстам семинаров и книг В.С., ведущая инновационных семинаров, гендир, и пр., и тр.. Внимание! Статья «Ленка» находится в стадии наполнения.
  • «Логика» - наука о правильном мышлении, за отсутствие которого Слава меня беспрерывно пригвождал публично и лично в первые годы знакомства. Компенсируя должностью «ответственного за иррациональное». К 2006 году послание изменилось. «Это у нее такая логика!» - с гордостью, как мне казалось, говорил он новым людям.
М
  • «Методология» - слово о двух корнях. Второй от греческого «логос» (что в одном из переводов значится как «ТОЛК»). Let it be «ТОЛК».
  • «Муха» - существо, которое разрушало церемонию, сбивало последний земной Славин сценарий…
Н
  • «НГПК». Национальная Гильдия профессиональных консультантов, созданная и возглавляемая Славой.
  • «Новосибирск». Альма-матер Славы.
О
  • «Онтосинтез». Концепция конструирования реальностей заданных параметров.
  • «Окоп». В основном, должностной, из которого Слава вытаскивал за уши на своих семинарах.
  • «Органика». Любимое понятие Людмилы.
  • «Одинцово». Территория развития, которая состоялась благодаря работе Славы с командой администрации Одинцовского района.
П
  • «Предельное». Любимое пространство исследований Славы.
  • «Панель» - место, куда идут все члены команды Славы в поисках заказов.
  • «Пендель» - см. «Волшебный пендель».
  • «Поджарость» - рабочее состояние консультанта и лидерских команд.
Р
  • «Решай свои задачи! Решай их в группе!» - один из базовых принципов инновационной методологии Дудченко.
С
  • «Сила Духа» - умение производить работу.
  • «Социологизированность», «несоциологизированность».
  • «Свечи» - песня семьи Дудченко, поется под гитару на два голоса.
  • «Саксофон» - любимый музыкальный инструмент Славы.
  • «Семинар» - как желаемый и желанный инструмент познания действительности (имеет опасность превращаться в ФДП, см. «ФДП»).
  • «Сбой сценария» - одна из технологий управления динамикой группы и любыми конфликтами.
  • «Социолог» - ругательство в советской экономической системе планового хозяйства.
  • «Секс» - предмет разговора, которым лично мне Слава портил жизнь, требуя публичных признаний на тему: «Как это у тебя?... Молчишь?... И это есть знак твоей ограниченности!».
  • «Стол», точнее «перевернутый стол» - инструмент инновационных переговоров с «тупыми натуралами» (см. ниже).
  • «Самоопределение» - самый затасканный, на мой взгляд, термин Славиного учения. По степени обезличенности напоминает мне «союз коммунистов и беспартийных». Требовал у всех заниматься этим постоянно. Особенно членов своей команды.
  • «Системный синтез» - волнующее слух словосочетание, также как «слабоструктурированные системы», «сложновербализуемая реальность», «вальполичелло»… Прыжки языком по небу в предчувствии победы над залом, всемирным злом и получением «Оскара».
Т
  • «Тупой натурал» - многозначный термин-призер по частоте упоминания в методологии В.С.. Обозначает человека, который считает свою картину мира объективной, не подлежащей изменениям реальностью.
  • «Театр» - место, куда Слава в последние годы хотел прийти и что-то там развернуть. Мы с ним говорили об этом несколько раз. Мне казалось, что театр корабль Славы не потянет-слишком мелкое пространство. Слава будет днищем биться о дно. А ему было интересно туда рвануть со всем методологическим арсеналом. И эта его энергия проросла в семинарах по опере и искусству управления талантами. Это зерно проросло после ухода Славы. И поливалось нашими разговорами со Славой. Я ему вопрос-а он мне-ухмылку с облака, или отеческий прищур. Так и общаемся.
У
  • «Улица Исаковского» - место обитания Славы (М.Исаковский - автор текстов песен «Каким ты был-таким ты и остался» и «А кто его знает…»).
Ф
  • «ФДП» - фиктивно-демонстрационный продукт. Так «ласково» Слава обозначал работы-отмазки клиентов и пустые конструкции коллег.
  • «ФСК». Одна из самых масштабных вех профессиональной деятельности Славы.
  • «Феномен-образец» - инструмент прорастания новой идеи в России.
  • «Феноменология» - любимое занятие Славы (исследование структур сознания).
Х
  • «Х..». Не помню почему-то, чтобы Слава артикулировал современное произношение древнерусского слова «херЪ». По температуре и темпераменту сюжетов оно должно было проскакивать. Но почему-то не помню. Напрочь. Конечно, он ругался. Но память этого не сохранила. Сохранила картинки багрового Славы. А теста про «херЪ» - не помню.
Ц
  • «Церковь». Одно из значений слова – организация, то есть единство верующих, объединенных общей верой, таинствами и священноначалием. Церковь-организация хранит учение о спасении и апостольскую преемственность, научает вере новых членов. Слава пришел к вере. И в храме, на службе, хотя вначале мы с ним ругались по поводу церковных праздников и вопросов веры. Но это было, скорее, какое-то его любопытство в форме провокативных вопросов. Так дети дразнят верующих бабушек: «А бога нет!». Мне казалось, что ему как-то жаль и обидно, что у меня есть Бог, который «по тупому сидит на облаке и машет бородой», а у него есть только «ум и его производные». И от этого было весело). Вот об этом я бы хотела бы с ним поговорить. О вере. Сегодня. А еще о семье и сыне. Т.к. семья – это домашняя церковь.
Ч
  • «Член» (вернее, «маленький сморщенный член») - термин, которым Слава закончил свое выступление на Конференции памяти Т.Дридзе в ИСРАНе. В гробовой тишине.
Ш
  • «Шапка Славы» - изделие из побитого жизнью зверя, лихо сидевшее на Славиной голове в сочетании с красавицей-дубленкой. Атрибут связи с шаманством и магией, а также связи с матерью-землей. Образ любви к жизни во всех ее проявлениях. У каждой инновации должна быть шапка Славы (must have), чтобы не свихнуться от категории Высокого.
Щ
  • «Щ!!!» - звук, которым Слава призывал соблюдать тишину. С последующим криком:
    «Говорите сюда! В круг! Всем!».
Ъ
  • «Ъ» - знак твердости в отношении к людям и идеям. Был. Иногда, проигрывался/обозначался, как правило, под воздействием некорректно поданной извне информации.
«Ы»
  • «Ы» (среднее между «Ы» и «Э») – русское междометие, которым Слава никогда не пользовался.
Ь
  • «Ь» - знак мягкости в отношении к человеческим слабостям и идеям. Присутствовал внешне и внутренне. Как знак высшей твердости-гибкости. Определял безграничную возможность интересоваться людьми.
«Э»
  • «Э» (среднее между «Ы» и «Э») – междометие, которым Слава никогда не пользовался.
  • Эдди Опп (США) – профессиональный фотограф-репортер. Автор серии портретных снимков Славы. Больше всего был потрясен (в методологии инновационного консалтинга) упражнением «горячий стул» (вероятно, образный ряд художника довел его визуализацию до эпохи Ивана Грозного).
Ю
  • «Юлька» (Юлия Дудченко) - эксперт по черному юмору и компьютерным технологиям, податель новых идей, младшая дочь Славы.
Я
  • «Я» - начало ответа на вопрос: «Почему кто-то виноват, что у меня не получается?». Почему МНЕ выгодно, чтобы у меня не получалось?».

К оглавлению

Александр Гладышев

Александр Гладышев






К оглавлению

Виктор Антропов

Виктор Антропов

Говоря о системном синтезе, мне хочется думать, что В.С. имел в виду соединение логики, этики и эстетики в рамках одного подхода к изучению (изменению) социальных систем. Такое видение науки будущего уже лет десять занимает лучшие умы. По крайней мере, речь о первых двух составляющих.

Волею судеб я именно сейчас пытаюсь разобраться, что же такое Инновационная методология (В.Д.-методология?), что является её базовыми и неотменимыми (для меня) основаниями и т.д.. Задача непростая, как минимум потому, что с 1996 по 2007 год автором много чего сказано (включено) – разобраться надо. Для коллективного движения продолжателей необходимо – в духе «живой методологии» – определиться с реальной ситуацией: какой корпус идей, принципов и методов мы собираемся развивать. Меня, например, интересует то, что составляет основу инновационного (процессного) консультирования и развития социальных организаций. И что в этом арсенале средств работает на выращивание нового знания в управлении. Заклинания об энергиях не интересны именно потому, что я знаю о чём рёчь.

Трудности на пути продолжения дела Славы очевидны: а) отсутствие опыта рефлексии его идей, так как допускалось только понимание материала и овладение им в меру сил (консультантско-клиентские собрания – место презентации достижений, а не рефлексии); б) малое количество людей, способных обсуждать инновационную методологию в «полном объёме» (со времени появления концепции онтосинтеза (1997 г.) даже различные варианты школ были ориентированы, как я понимаю, на «живую методологию»); в)желание разных людей стать единственными толкователями и развивателями.

Спасибо Славе за то, что привёл меня в профессию, я успел сказать при его жизни. За ИНИ (инновационный семинар) как пространство встречи с самим собой, как пространство подлинной жизни «здесь и сейчас», жизни на пределе и без оглядки – за это всегда был и буду ему благодарен.

Но не принимал и не принимаю: любых обоснований продолжающегося уничтожения моей страны как блага, как возможности кому бы то ни было самореализовываться и саморазвиваться; уничтожение у людей оснований для нравственного суждения о происходящем безобразии – под видом движения к общечеловеческим ценностям, к органике.

К оглавлению

Борис Трегубов

Встреча, которая предопределила мою судьбу

Борис Трегубов

Впервые я «открыл» для себя Славу в журнале «Социологические исследования» в начале 90-х годов. Статья была посвящена практически ориентированной социологии, как инструменту решения социально-экономических проблем общества. Предлагаемые методы решения проблем меня заинтересовали, т.к. я недавно со своими коллегами организовал Калининградский социологический центр. Учредителями Центра стали также ВЦИОМ и мэрия г.Калининграда.

Время было сложное, в городе нарастали проблемы не только экономические, но и политические, связанные со взаимодействием городского Совета депутатов и мэрией, заметным обострением противоречий между городскими и областными органами власти в борьбе, прежде всего, за бюджетные ресурсы. Эти обстоятельства и подтолкнули меня, чтобы связаться со Славой, с помощью редакции журнала. Слава на мое предложение приехать в Калининград, на месте ознакомиться с ситуацией, познакомиться с руководством города, отреагировал довольно сдержанно, но приглашение все-таки принял.

Слава приехал с Людой, представил ее как жену и своего единомышленника в совместной работе. Прибыв на перрон железнодорожного вокзала, они и не подозревали, что весьма значимая часть их жизни теперь будет накрепко связана с Калининградом. Впереди у них была не только весьма сложная и ответственная работа, здесь предстояло встретить свою первую любовь обеим их дочерям, выйти замуж за калининградских парней. Здесь Лена приобрела свой первый опыт работы на одном из популярных местных телеканалов и была автором и ведущей ряда интересных проектов и программ.
Оглядываясь назад, я с трудом верю – как много мы успели сделать в решении сложнейших проблем развития города и области за несколько лет. Это и поиск дополнительных источников формирования доходной части бюджета города, в условиях острейшего дефицита финансовых ресурсов, когда их не хватало даже на выплату заработной платы учителям и врачам. Устав города – местная конституция станет основой работы по соорганизации Совета депутатов и мэрии, формирования единой управленческой команды, способной выработать не только основные правила взаимодействия, но и видение будущего города, его стратегию развития.

Аналогичная работа была проведена с областными органами власти по поиску согласованных действий как внутри региона, так и за его пределами. Были разработаны также ряд городских и региональных целевых программ, проведены несколько успешных бизнес-проектов в различных секторах экономики города и области.

Конечно, вся эта работа была бы невозможна без активной поддержки мэра Калининграда Виталия Шипова и первого губернатора области Юрия Маточкина. Именно они сумели разглядеть в Славе не только незаурядную личность, но и мощный ресурс решения весьма сложных проблем, формирования нового качества управленческой деятельности.

Важнейшей вехой стала разработка федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», когда Славе и его команде пришлось приложить невероятные усилия, чтобы согласовать позиции области с Верховным Советом и Правительством России. Была проведена серия семинаров, огромная подготовительная работа в соответствующих министерствах Правительства и комитетах Верховного Совета. В конечном счете, на основе проделанной работы был подписан Указ Президента РФ по Калининградской области, а затем вышел и соответствующий федеральный закон, который действует и сегодня.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что вклад Славы и его соратников в формирование управленческих команд, в развитие региона трудно переоценить: целый ряд новых успешных отраслей экономики области – бытовой радиоэлектроники, мебельной, пищевой и т.д. выросли, опираясь на этот закон. Значительная часть депутатского корпуса и административного аппарата органов власти города и области в течении четырех лет прошли впечатляющую школу инновационных семинаров и тренингов, выработки новых мировоззренческих и поведенческих практик, получили первый опыт программно-целевого управления социально-экономическими процессами.

Вместе с тем, на всех участников этой работы производило впечатление не только ее результаты, но и сама весьма брутальная и колоритная фигура Славы, оснащенная мощным интеллектом, органично дополняемая интеллигентной и креативной манерой размышлений и поведения Люды. Совсем юная еще в то время Леночка для многих запомнилась не только своими первыми опытами весьма уместных вставок в ходе общей работы, но и своими рисунками, всегда неожиданными и выполненными с большим чувством юмора, отражающими работу участников семинара.

Безусловно, тот период времени, насыщенный столь яркими событиями, наложил мощный отпечаток и на мою жизнь. В ходе работы со Славой в качестве эксперта и одновременно работая в Калининградском университете, а также директором Калининградского социологического центра, я был избран депутатом, а затем и спикером городской Думы. Накопленный опыт работы со Славой позволил сформировать конструктивный характер взаимодействия городской Думы и мэрии города, а также выстроить всю работу властных структур на программно-целевой основе.

Уже работая в администрации Калининградской области в качестве начальника управления макроэкономического анализа, стратегического планирования и инноваций я внимательно следил за работой Славы, который к тому времени переключился на работу с крупными бизнес-игроками в банковской сфере и в ряде других отраслей экономики России. Мы встречались несколько раз в Москве, когда Слава приглашал меня выступить на его семинарах.

Прошло время, при очередной смене губернатора я решил уйти на вольные хлеба профессионального консультанта в области стратегического управления. У Славы в то время начиналась работа с органами власти Чувашии по развитию предпринимательства. И вот я в качестве эксперта снова работаю вместе со Славой и его командой. Слава за прошедшее время уже защитил докторскую диссертацию, стал маститым профессором, окружен своими учениками, выпустил несколько книг по инновационному консультированию и был востребован в бизнес-сообществе и властных структурах как признанный маэстро в профессиональном сообществе консультантов.

Поэтому мне пришлось нелегко, надо было в режиме постоянного саморазвития соответствовать его очень жестким профессиональным требованиям. Со временем в его команде я стал ответственным за программную работу с регионами и муниципальными образованиями. Эта работа была в самом разгаре, когда из Греции пришла неожиданная и потрясшая всех нас весть об его уходе. Со мной остались его книги, бесценный опыт работы с одним из наиболее ярких, выдающихся людей нашего времени, который во многом определил всю мою дальнейшую жизнь.

К оглавлению

Продолжение книги: Часть 2

Тематика: